Зачем Иван Грозный затеял Ливонскую войну и почему он её проиграл
Четверть века – с 1558 по 1583 год – продолжалась безуспешная война Московского царства за выход к Балтийскому морю. Она заняла бóльшую часть царствования Ивана Грозного. Поэтому практически все действия этого царя, в том числе во внутренней политике, следует рассматривать через призму Ливонской войны.
Препятствие свободному общению с Европой
После того, как Иван III в 1491 году выгнал купцов Ганзейского союза из Новгорода, объём внешней торговли России сократился, что стало негативно сказываться на бюджете государства. Одним из средств поправить дела могло стать приобретение торговых гаваней непосредственно на Балтийском море.
Но проблема была не только и не столько в торговле. Ливонский Орден, владевший землями современных Латвии и Эстонии, нередко, подстрекаемый Литвой и Польшей, занимал враждебную России позицию. Она выражалась в задержке приглашаемых в Россию специалистов военного и инженерного дела, а также врачей и аптекарей из Западной Европы. Ливонский Орден также налагал аресты на закупленные Россией за рубежом партии оружия и железной руды. В случае конфликтов России с Литвой и Польшей, что в первой половине XVI века случалось довольно часто, Ливонский Орден становился фактором торговой блокады. Экономические санкции против России ведут своё начало ещё с тех времен.
Расчёт на слабость Ордена
В середине XVI века Ливонский Орден переживал не лучшие времена. Реформация, провозглашённая в Германии Мартином Лютером, привела к конфликтам в Ордене между рыцарством, городами и архиепископом. Внутренние раздоры, казалось, делали Ливонский Орден лёгкой добычей.
Этот первый расчёт Ивана Грозного оправдался. Ливонский Орден действительно не сумел оказать достойного сопротивления русским войскам. В результате за первые два года войны Россия овладела почти всей территорией Ливонии, кроме западной части (Курляндии) и двух важнейших городов-крепостей, снабжавшихся по морю – Ревеля и Риги.
Пик русских успехов
Удача сопутствовала Ивану Грозному ещё несколько лет, даже когда на стороне Ливонского Ордена выступили Польша и Литва. Русские войска заняли часть Великого княжества Литовского, возвратив России древний русский город Полоцк.
Между тем, в занятой части Ливонии начали обживаться русские купцы. В Дерпте (русский Юрьев, нынешний Тарту) возобновились службы в православных храмах. Объём внешней торговли России через порт Нарва стал превышать прежние масштабы новгородской торговли с Европой.
Внешнеполитические просчёты Ивана Грозного
Однако в конечном итоге в Ливонской войне произошёл перелом не в пользу России. Причина этого крылась в неудачных шагах Ивана Грозного на дипломатической арене. Соседние державы спокойно смотрели, как Россия расправляется с Ливонским Орденом. Но, когда мощь Ордена была уже сокрушена, и он был вынужден обратиться за внешней помощью, начали предъявлять претензии на добычу.
Иван Грозный категорически не желал делиться с кем-либо даже крохой завоеваний, добытых русской кровью. Это казалось ему крайне несправедливым. Если с Польшей и Литвой раздел Ливонии был вряд ли возможен, то Иван Грозный мог бы обеспечить невмешательство Швеции, отдав ей Эстляндию. Но царь не желал этого. В результате Швеция отказалась от нейтралитета и вступила в ряды врагов Ивана Грозного.
Московский царь, незаметно для себя, сумел настроить против России целую коалицию противников. Литва и Польша, под его ударами, решили в 1569 году создать единое государство (Речь Посполитую, т.е. Республику). В их войске приняли участие немецкие, итальянские, венгерские офицеры. Швеция также начала военные действия против России. В общем, это была одна из первых войн целой Европы против России.
При этом России пришлось действовать в одиночку – у неё не оказалось активных союзников. Англия и Австрия выражали царю симпатии на словах, но никакой реальной помощи не подали.
Ещё одной дипломатической ошибкой Ивана Грозного стало то, что в момент наивысших успехов русского войска (Швеция ещё не участвовала в войне) он согласился на перемирие с Речью Посполитой, прельстившись обещаниями части литовского дворянства доставить ему корону Речи Посполитой. Однако царю не удалось настоять на своих условиях избрания в короли. Пока велись переговоры, противники России наращивали силы и обеспечивали себе благоприятную дипломатическую ситуацию.
Вряд ли следует строго судить Ивана Грозного за эти просчёты. Русский царь был в ту пору новичком в европейской политике. Менее чем через столетие, когда Россия уже накопила определённый опыт в европейских делах, аналогичную ошибку на пике успехов русского оружия в войне с Речью Посполитой совершил царь Алексей Михайлович.
Война на два фронта
Князь Андрей Курбский, перебежавший к врагу в разгар военных действий, упрекал Ивана Грозного в том, что тот начал Ливонскую войну, не ликвидировав остаток Золотой Орды – Крымское ханство. В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей I совершил опустошительный набег в центр России и сжёг Москву. В следующем году он повторил свой поход и только под самой Москвой (сражение при Молодях) был разбит князем Михаилом Воротынским.
Крымская угроза вынуждала постоянно держать на южном направлении значительные силы Московского государства, препятствовала их консолидации на театре военных действий против Речи Посполитой и Швеции. Надо ли добавлять, что действия крымского хана усиленно поощрялись той же Речью Посполитой.
Измены в элите государства
Курбский, конечно, сильно кривил душой. Такие, как он, стали ещё одним немаловажным фактором поражения России в Ливонской войне.
Историки до сих пор спорят, что чему стало причиной. Одни утверждают, что Иван Грозный ввёл Опричнину и прибег к террору из-за реальных измен и козней, которые готовила ему высшая знать. Другие говорят, что измены знатных людей стали ответом на опричный террор, который царь начал из-за своей маниакальной подозрительности.
Как обычно, в споре типа «что было раньше – курица или яйцо» невозможно ничего доказать. Но факт, что Иван Грозный, особенно после измены Курбского, не имел достаточного доверия к своим высшим военачальникам.
Поражение в войне как предвестие Смуты
Война, длившаяся 25 лет, потребовала от России огромного напряжения сил. Компенсировать их Россия не могла, так как, по итогам войны, была вынуждена распроститься не только со своими новыми завоеваниями, но и с частью старых приграничных земель. Видимо, мнение тех историков, которые считают, что неудача России в Ливонской войне послужила одним из «спусковых крючков» Смутного времени является вполне обоснованным.
Читайте наши статьи на Дзен