День студента: как школяры царской России «чудили» в этот праздник
Студиозусы времен Российской империи знали толк в веселье — их проказы могут показаться современным учащимся настоящей вакханалией, с мордобоями, гаданиями и подкидыванием профессоров.
Дуэли
В Петербургском университете в первой половине XIX века студенты увлекались дуэлями. Они казались им самым эффектным способом выяснения отношений. И это несмотря на то что за поединок их ожидало суровое наказание – исключение, арест или солдатская ссылка на Кавказ.
Если долгое время выяснение отношений заканчивалось обычным мордобоем, то с появлением студенческих корпораций студенты стали практиковать более аристократичный способ. К дуэлям готовились – брали уроки фехтования и ежедневно тренировались во время заседаний студенческой корпорации. Шпага как элемент студенческого мундира перед дуэлью затачивалась. Это помогало нанести сопернику «первую царапину». Малой кровью дело обычно и заканчивалось: дуэлянты непременно обнимались и отправлялись на очередной кутеж.
С признательностью попечителю
В одном из элитарнейших учебных заведений царской России, Императорском училище правоведения, с 1881 года сложилась традиция ежегодно посещать могилу основателя – принца Петра Георгиевича Ольденбургского, племянника Николая Первого.
Выпускники оставляли на мраморном надгробии золотой венок, количество лепестков которого совпадало с числом выпусков. Каждый новый год добавлял на венок новый лепесток. Таким образом, студенты выражали признательность человеку, который не только возродил училище и пожертвовал состояние на его основание, но и на протяжении всей жизни контролировал учебный процесс, решал бытовые вопросы и лично обустраивал судьбу выпускников.
Перелом, слияние и вынос
В том же Императорском училище правоведения существовали ритуалы перелома, слияния и выноса. Перелом – аналог современного экватора, когда половина учебы остается позади и можно слегка расслабиться. В этот день студентам выдавали специальные жетоны. Их дизайн каждый курс разрабатывал индивидуально, поэтому сокурсников можно было в дальнейшем идентифицировать по уникальному жетону.
Ритуал слияния был связан с переходом учащихся в старший, 3 класс. Студенты устраивали товарищеский обед, почетными гостями которого становились директор и воспитатели.
Вынос – этот обычай сопровождал окончание училища, когда ученики младших классов на высоко поднятых руках выносили из аудитории выпускников и любимых профессоров.
Кошачьи концерты
Одним из обычаев празднования Дня Татьяны у студентов Московского университета прошлого столетия были «кошачьи концерты». Они устраивали их 25 января на углу Большой Дмитровки и Страстного бульвара, у здания, где печаталась газета «Московские ведомости».
Ее главред господин Катков был ярым противником любых реформ, а потому стойкий консерватизм пропитывал все публикации издания. Чтобы досадить ненавистной газетенке, которая боролась с вольнодумством и свободой, гурьба студентов сначала протяжно и мерзко мяукала на все лады, а затем переходила к более решительным действиям – била окна редакции.
Адрес? На спине!
Татьянин день во все времена отмечали бурно и весело. Полиции был дан негласный наказ не трогать студенчество в этот день, а лишь сообщать о происшествиях в ректорат. К шумным студенческим попойкам восходит и сегодняшняя примета класть пятак под пятку – это была своеобразная заначка, которая позволяла покутить после сдачи экзамена.
По воспоминаниям Чехова, в 1885 году «было выпито всё, кроме Москва-реки», а уцелела она лишь благодаря тому, что замерзла. У московских студентов была в этот день любопытная традиция. Многим из них сокурсники, швейцары или половые писали на спине мелом адрес «доставки». Так извозчику не приходилось часами задавать один и тот же вопрос: «Куда едем, барин?», а изрядно подвыпивший студент оказывался на квартире или в общежитии. С таким GPS-навигатором меньше становилось тех, кого служители правопорядка обнаруживали мертвецки пьяными в луже грязи у одного из кабаков. Меньше докладных от полиции – меньше нагоняев от руководства университета.
Чествования Кабанихи
В Москве студенты облюбовали район Козихинских переулков вблизи Тверского бульвара, который со временем превратился в «Латинский квартал». В начале прошлого века своеобразным талисманом Латинского квартала была Кабаниха – прачка Татьяна Карповна.
Любили ее школяры не только потому, что она стирала для них и латала скудный гардероб, но и потому, что она охотно участвовала во многих студенческих пирушках. В Татьянин день, который совпадал с именинами Кабанихи, ее чествовали и поздравляли от всей души хвалебными песнями и стихами в честь «талисмана».
Затем съедали приготовленные Татьяной Карповной пироги, а «под занавес» устраивали торжественный вояж по Тверскому бульвару. Именинницу катали на водовозной бочке под шутки и песни студенческой братии.
Солнечный круг
В повести Киры Филипповой «В гимназии», описывающей жизнь екатеринбургских гимназисток начала прошлого века, упоминается интересное гадание на отметку. Сделать полагалось следующее. Нарисовать на листке круг, от него – в разные стороны палочки, чтобы получилось солнышко. Быстро зачеркивать «лучики», приговаривая «хлеб, вода, соль, беда!». Если на последнюю палочку придется «беда», то готовься к двойке. Хлеб – пять, соль – четыре, вода – тройка.
Сегодня «ловят Халяву», скрещивают пыльцы наудачу, посылают к Черту и спят с конспектами под подушкой, а также соблюдают другие обычаи – не стригутся, не моются, встают с левой ноги, не читают конспекты во время еды, но вряд ли именно это помогает большинству не заваливать сессию.
Читайте наши статьи на Дзен