Как болгарский посол пошёл воевать за Россию против своей страны
Взаимоотношения между Россией и Болгарией складывались не лучшим образом. На этом фоне особенно выделяются те болгары, которые сохранили сердечную благодарность русскому народу за своё освобождение настолько, что, даже когда перед ними возникала непростая дилемма – служба Родине или России – они выбирали службу России..
В борьбе за свободу Родины
Радко Русков Димитриев (последние два патронима – одновременно отчество и фамилия) родился в 1859 году в Болгарии, находившейся тогда под турецким игом. К началу войны за освобождение Болгарии в 1877 году ему было всего 16 лет.
Юный Радко вступил добровольцем в русскую армию, перешедшую Дунай, и был назначен переводчиком при командире русской лейб-гвардии Уланского полка. Пройдя войну, Радко Димитриев стал готовиться в офицеры армии новой независимой Болгарии и поступил в созданное русскими Софийское военное училище. Своё образование он завершил в Николаевском училище российского Генерального штаба в Санкт-Петербурге в 1884 году.
Молодые годы Радко прошли в сложной политической обстановке. За контроль над Болгарией боролись великие державы, производя там внутренние перевороты. Радко всей душой поддерживал прорусскую ориентацию претендентов на престол. После неудачи очередного переворота, в 1887 году он эмигрировал в Россию.
Карьера в двух странах
Как капитан русского Генштаба, Радко был принят на службу в Российскую императорскую армию (РИА) под именем Радко Дмитриевича Радко-Дмитриева, с которым и вошёл в историю. Он дослужился до звания подполковника РИА.
С воцарением Николая II наметилась нормализация русско-болгарских отношений. В Болгарии объявили амнистию всем участникам прежних переворотов. В связи с этим Радко-Дмитриев в 1898 году вышел в отставку с русской службы и возвратился в Болгарию, где был принят на службу в том же звании подполковника.
Надо заметить, что организационные основы болгарской армии, заложенные русскими специалистами в первые годы независимости этой страны, оставались неизменными, несмотря на все политические перевороты. Даже военная форма болгарской армии была практически идентична форме РИА.
Радко-Дмитриев делал неплохую военную карьеру. Первую Балканскую войну 1912 года он встретил в звании генерал-лейтенанта. Командовал сначала армией, затем группой армий.
Почему Болгария не стала союзником России
Первая Балканская война 1912-1913 гг. разразилась во многом благодаря России, поддержавшей альянс православных стран Болгарии, Сербии, Греции и Черногории, направленный на отвоевание оставшихся у Турции европейских владений. Эта война завершилась победой союзников.
Но победа привела к непредвиденным дипломатическим осложнениям. Бывшие победители сами рассорились из-за добычи. Эту ссору со злорадством поддержали как Германия с Австро-Венгрией, так и Англия, желавшие умалить таким образом возросшее влияние России на Балканах.
Николай II повёл себя не самым удачным образом. Вместо того, чтобы остаться беспристрастным арбитром и примирить бывших союзников, он поддержал одну из сторон конфликта – антиболгарскую. Сербия и Греция тайно сговорились напасть на Болгарию. К ним внезапно присоединилась Турция, а вскоре и Румыния нанесла по Болгарии удар с тыла. России ничего бы не стоило защитить Болгарию, достаточно было только двинуть войска Одесского военного округа против Румынии. Однако Николай II не стал этого делать.
Болгария была разгромлена и вынуждена поступиться всеми своими завоеваниями. Болгарская правящая элита была недовольна и в начинавшейся Первой мировой войне склонилась на сторону тех, кто обещал ей компенсацию за счёт Сербии, то есть – на сторону Германии и Австро-Венгрии.
Выбор
В такой непростой обстановке Радко-Дмитриев был в 1913 году назначен посланником Болгарии в Санкт-Петербург.
Радко-Дмитриев, несмотря на все национальные разочарования, продолжал быть верен идее союза с Россией и не допускал для себя мысли воевать против неё. Когда же война между Россией и германскими государствами летом 1914 года стала реальностью, посол подал в отставку со своего поста.
«Считаю своим святым долгом отдать свои силы России, которой Болгария обязана своим национальным существованием», — написал Радко-Дмитриев в своём заявлении для прессы 25 июля (7 августа) 1914 года. На следующий день Радко-Дмитриев был принят на службу в РИА в чине генерал-лейтенанта.
Между врагом и подозрением в измене
Уже осенью 1914 года Радко-Дмитриев был повышен в звании до генерала от инфантерии и в должности – от командира корпуса до командующего армией. В той войне было очень трудно внести какой-то личный вклад. Пока война для России шла удачно – удачными были и действия Радко-Дмитриева. Когда в 1915 году РИА начала терпеть поражения, то и Радко-Дмитриев оказался в затруднительном положении.
3-я армия Юго-Западного фронта, которой он командовал в тот момент, оказалась на острие главного удара германских и австрийских армий в Галиции весной 1915 года. Сосредоточив огромные силы тяжёлой артиллерии, немцы прорвали наш фронт.
Для Радко-Дмитриева ситуация осложнялась постоянными истерическими приказами Ставки во главе с великим князем Николаем Николаевичем-младшим «Ни шагу назад!» Радко-Дмитриев, из-за политической позиции своей Родины, чувствовал себя неуверенно. В России в это время развёртывалась шпиономания. В измене автоматически подозревали любого человека с немецкой фамилией, хоть бы его предки жили в России уже невесть сколько поколений. Подозрение падало и на болгар, коль скоро их правительство выказывало симпатии к Германии. А Радко-Дмитриев до самого начала войны состоял на болгарской государственной службе.
Это делало невозможным для Радко-Дмитриева применение военного манёвра. Все военные историки единогласно свидетельствуют, что, после немецко-австрийского прорыва у Горлице, спасти русские войска от разгрома мог только их своевременный отход. Но, постоянно получая приказы, запрещавшие отступление, Радко-Дмитриев не мог настоять на единственно разумном решении. В результате новые и новые русские силы бросались на закрытие брешей во фронте, на контратаки и перемалывались германской тяжёлой артиллерией. В итоге началось повальное отступление РИА по всему фронту…
Кончина
3-я армия Радко-Дмитриева фактически перестала существовать. Всего через 18 дней после начала немецкого наступления болгарина сняли с должности. Правда, потом назначили командиром корпуса (понижение на одну ступень!), наградили орденом, но… клеймо подозрительного так и осталось на нём совершенно незаслуженно.
Летом 1917 года, не в силах преодолеть революционный развал дисциплины в русской армии, Радко-Дмитриев вышел в отставку и уехал на Кавказские Минеральные воды. Там осенью 1918 года его настигла волна красного террора. Болгарский и русский патриот, превыше всего ставивший верность своей новой Родине, был, вместе с группой русских генералов и офицеров, зверски зарублен чекистской саблей.