Бесы Достоевского: от чего на самом деле страдал писатель
Творчество Федора Михайловича Достоевского пронизано человеческими страданиями, глубоким самоанализом персонажей и мрачной атмосферой туманного Петербурга. Неудивительно, что герои произведений писателя так несчастны, ведь автор писал их с себя.
Болезнь
Эпилепсия — недуг особенный. Им были отмечены Цезарь и Сократ, Ван Гог и Флобер, Наполеон и Байрон. Эпилепсию долгое время считали и одержимостью, и озарением. Действительно, есть в этом заболевании элемент катарсиса. Эпилептический припадок характеризуется потерей контроля над телом. Судорожные сокращения, неконтролируемые и опасные для самого больного и окружающих. Эпилептик всегда пребывает в особом пограничном состоянии. Для творчества Достоевского характерно развитие сюжетных линий при помощи конструкций со словом «вдруг». Это «вдруг» — восприятие мира после эпилептического припадка.
Эпилепсия Достоевского носила особый характер. Это была истероэпилепсия. Она характеризуется тем, что её протекание не приводит к деградации личности и основными симптомами является беспорядочное сокращение мышц и крики о помощи. Конечно, эпилепсия влияла на Достоевского. Его позднее творчество характеризуется вязкостью, склонностью к детализации, замедлением сюжета посредством вставок «междудействий», отступлениями с тщательными разборами, почему тот или иной герой поступили так, а не иначе. Могли ли они поступить по-другому? Нисколько не умаляя талант писателя, нужно понимать, что когда говорят, что у Достоевского «больное творчество», доля истины в этом суждении есть.
Азарт
Ещё одной страстью и проклятием Достоевского была игромания. Висбаден, увековеченный Достоевским под именем Рулетенбурга, в XIX век был одной из «туристических мекк» Европы, своеобразным Лас-Вегасом. Достоевский отдал казино 9 лет жизни. В 1865 году он писал Ивану Тургеневу: «Пять дней как я уже в Висбадене, и все проиграл, все дотла, и часы, и даже в отеле должен. Мне гадко и стыдно беспокоить Вас собою. Обращаюсь к Вам как человек и прошу у Вас 100 талеров».
Игромания мучила Достоевского. Тяжек для него был и религиозный аспект восприятия этого недуга. Азарт — грех, форма праздности, страсть, православие осуждает это пристрастие. Но даже в этом пристрастии Достоевский нашёл своё вдохновение, написал роман «Игрок», который был, впрочем, вынужден был написать, чтобы вернуть карточный долг.
Национализм
Национализм Достоевского — одна из болезненных тем при обсуждении творчества и взглядов писателя. В записных книжках Достоевский писал: «Над Россией корпорации. Немцы, поляки, жиды – корпорация, и себе помогают. В одной Руси нет корпорации, она одна разделена. Да сверх этих корпораций еще и важнейшая: прежняя административная рутина. Говорят: наше общество не консервативно. Правда, самый исторический ход вещей (с Петра) сделал его не консервативным. А главное: оно не видит, что сохранять. Все у него отнято, до самой законной инициативы. Все права русского человека – отрицательные. Дайте ему что положительного и увидите, что он будет тоже консервативен. Ведь было бы что охранять. Не консервативен он потому, что нечего охранять. Чем хуже, тем лучше – это ведь не одна только фраза у нас, а к несчастью – самое дело». В письме Майкову писатель утверждал: «…Надобно, чтоб политическое право и первенство великорусского племени над всем славянским миром совершилось окончательно и уже бесповоротно».
Обвиняли Достоевского в антисемитизме, на что он отвечал в «Дневнике писателя»: «Когда и чем заявил я ненависть к еврею, как к народу. Так как в сердце моем этой ненависти не было никогда, и те из евреев, которые знакомы со мной, это знают, то я с самого начала и прежде всякого слова, с себя это обвинение снимаю, раз навсегда, с тем, чтоб уж потом об этом и не упоминать особенно». Достоевский видел за Россией и русскими особый путь развития, в этом отношении он был близок славянофилам, но славянофилом не был, скорее почвенником. Он живо переживал назревающие в обществе национальные вопросы, не мог на них не реагировать.
Беллетричность
Все мы знаем, что Раскольников убил старушку. Это знание мы несём в одном узелке с такими аксиомами, как «Герасим утопил Муму», а «Анна Каренина бросилась под поезд». Не обязательно читать классические произведения, чтобы быть в курсе их сюжетных коллизий. В кратких пересказах, которые издаются многотысячными тиражами, произведения Достоевского изложены в нескольких страницах. Сюжетные повороты в романах Фёдора Михайловича близки к беллетристике. Недаром Достоевского принято считать одним из первых детективщиков в русской литературе. Достоевскому был важен сюжет. Он был профессиональным писателем, его жизнь в прямом смысле зависела от того, будут ли его романы продаваться. Соответственно, он сознательно шёл на обострение.
В каждом его романе происходит минимум одно убийство. Деньги-болезнь-убийство-раскаяние-грех… Достоевский должен был хорошо чувствовать рынок, его просчеты могли ударить по карману и привести семью к бедности.
Ссылка
Фраза, ошибочно приписываемая Достоевскому о том, что «все мы вышли из гоголевской шинели», к самому Достоевскому относится только отчасти. Достоевский вышел из ссылки. Его становление произошло именно там, на каторге, куда он был отправлен после неожиданного смягчения приговора. Настольной книгой, которую читал в то время Достоевский было Евангелие. Понимание простых людей, сопереживание тяготам их жизни — всё, наметившееся в раннем романе «Бедные люди», стало одной из сильных сторон творчества писателя. О своём пребывании в ссылке Достоевский вспоминал: «…те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу… Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото … Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! … На целые томы достанет».
Деньги
Нужда, которая преследовала Достоевского, нашла прямое отражение в его творчестве. Тема денег — одна из ключевых. Из-за денег Раскольников совершает двойное убийство, деньги меняют князя Мышкина, из-за денег убивают Фёдора Карамазова. Пишет Достоевский тоже из-за денег, денежная мотивация для писателя — одна из основных. Это немаловажный факт. Достоевский называл деньги чеканной свободой, но давали ли деньги свободу писателю? Долгое время они вгоняли его в азарт, из-за потери денег Достоевский потерял первую семью. Вторая (и последняя) жена Достоевского, Анна Снаткина, взяла все денежные дела семьи на себя, избавив мужа от этой страсти.
Провокативность
Творчество Достоевского в высшей мере провокативно. Это является одним из «продающих факторов» его произведений, но в то же время это стало и его «проклятием». За Достоевского «крепко взялись» фрейдисты. Можно даже сказать, что фрейдизм вырос из Достоевского. Творчество Фёдора Михайловича дало плодотворную почву для развития фрейдистской теории. Мотивы отцеубийства (отца Достоевского убили крепостные), эдипов комплекс, инцестуальные перверсии — всё это легко находится в творчестве Достоевского и, откровенно говоря, мешает чистому восприятию его творчества. Подход к Достоевскому с позиций фрейдизма — однобокий метод, который в силу своей простоты и наглядности по сей день популярен. Внутренние тяжбы писателя, его непростой жизненный путь, его гениальные откровения и прозрения — всё это нивелируется фрейдистским подходом.
Читайте наши статьи на Дзен