Дубник: зачем русские, жившие в Татарстане, делали в могилах потолок
Православные, проживавшие на территории Татарстана, в своих рассказах упоминали об установлении своеобразного потолка внутри могилы, над гробом с телом умершего. Впрочем, подобные «дома для мертвых» встречаются и в других регионах. И этому странному обычаю есть свое объяснение.
Русские погребения в Татарстане
В Казани уже в период Казанского ханства постоянно проживали русские купцы и существовали русские поселения. Ежегодно на Гостином дворе, против старого устья Казанки проходил большой торг, на который собирались купцы из разных стран, в том числе и из Руси. По мнению историка Лилии Сагитовой, отсутствие антагонизма в межэтнических отношениях можно вывести «из факта объединения русских и татар на основе общности интересов различных социальных групп в противостоянии их государству».
Между тем русские отстраивали на татарской территории не только свои церкви, но и разбивали собственные кладбища. Как пишет Александр Черных и другие авторы издания «Традиционная культура русских республики Татарстан», в некоторых местностях был распространен обычай делать в могиле потолок. Деревянная конструкция внутри могилы представляла собой 4 или 6 столбов и плоскую крышу из дубовых веток (отсюда и название дубник). Внутрь этой конструкции помещали гроб, а сверху засыпали землей, формируя холмик.
Аналогичные могилы в других районах
Примечательно, что подобные «дома» внутри могил устраивались и в других регионах. К примеру, Ю. И. Смирнов в своей монографии «Самопогребение чуди» пишет о том, что таким же образом обустраивали могилы и в Коми: «У ижемцев в могиле по бокам гроба устанавливают деревянные стойки; на эти стойки кладут деревянный настил (потолок) и уже на настил сыплют землю». По этой причине между крышкой гроба и потолком оставалось пустое пространство, поэтому, когда столбы прогнивали, потолок проваливался, а на месте могилы появлялось углубление.
Похожие погребения, датируемые XI-XII веками, были обнаружены археологами и на реке Вага, протекающей в Архангельской и Вологодской областях России. Правда, в данном случае могилы, если можно так выразиться, были более «благоустроенными» и больше напоминали срубы домов. Ученые описывали: «В могильниках прослежены бревенчатые срубы, опущенные в могильные ямы и прикрытые берестой». Впрочем, по мнению русских, такие могилы являлись свидетельством самозахоронения чуди. Недаром говорили: «Чудь живьем закопалась».
Причины постройки «дома» внутри могилы
Но, если отбросить в сторону версию о самозахоронении чуди, то конструкцию могил, которая по многим параметрам была идентична конструкции дома, можно объяснить несколькими причинами. Дело в том, что повсеместно существовало поверье, согласно которому покойник продолжал свою жизнь даже после смерти. Над гробом устанавливали потолок для того, чтобы земля не давила на тело умершего. Также, в связи с верованиями, считалось, что усопшему может не хватать воздуха, поэтому для того, чтобы ему не было душно в могиле, под землей устраивали просторное помещение.
Православные и старообрядцы, которые рассказывали о подобных традициях, утверждали, что потолок был необходим для того, чтобы на гроб не попала земля. Якобы почва не должна касаться крышки сразу после погребения: «Ну, вроде, сразу на гроб землю нельзя» (село Четырчи, Чистопольский район Татарстана). Кроме того, деревянные конструкции в виде камер и различных оградок в славяноязычной литературе обозначались как «домовины». Так чуть позднее стали называть и гробы. Нетрудно догадаться, что «домовина» — это последний дом умершего.
Читайте наши статьи на Дзен