Почему мать Николая II запрещала служить панихиду по убитому сыну
Мария Федоровна, мать Николая II, не хотела покидать Россию. Она считала, что должна разделить участь сына. Но вдовствующая императрица все же уехала в родную Данию, где впоследствии и умерла. До конца дней она запрещала служить панихиду по Николаю.
«Плакала навзрыд»
Новость об отречении Николая II от престола застала его мать, вдовствующую императрицу Марию Федоровну, в Киеве. Там она занималась посещением военных госпиталей, построенных на ее собственные средства. Для того, чтобы встретиться с сыном, императрица отправилась в Могилев, где располагалась ставка Николая II. Великий князь Александр Федорович, побывавший в тот момент в Ставке и ставший свидетелем этого свидания, вспоминал: «Когда меня вызывали к ним, Мария Федоровна сидела и плакала навзрыд, он же неподвижно стоял, глядя себе под ноги…».
Тогда Мария Федоровна еще не знала, что видит сына в последний раз. Она вернулась в Киев, но вскоре, как утверждают Николай и Мария Сванидзе, авторы издания «Погибель Империи», Временное правительство приказало Романовым, находившимся в Киеве, перебраться в Крым. Марию Федоровну пришлось везти чуть ли не силой. Она заявляла, что хочет разделить участь Николая, пусть, мол, ее тоже посадят в тюрьму или отправят в ссылку в Сибирь. Тем не менее Марию Федоровну вместе с беременной дочерью под конвоем доставили-таки в Крым.
Крымский оазис
Марию Федоровну поселили в Романовском имении Ай-Тодор. Но фактически это был своеобразный домашний арест, так как выходить куда-либо, а тем более выезжать было запрещено. Разрешена была лишь письменная корреспонденция. Тем не менее историки называют Крым эдаким оазисом, в котором собрались многие важные особы. Среди них были: Великий князь Николай Николаевич с супругой и слугами, его брат Петр Николаевич с семьей, князь Феликс Юсупов, убийца Распутина, с женой. Всем обитателям оазиса удалось спастись.
Вот только Марию Федоровну не радовал тот факт, что она находится далеко от Николая, а также от его брата Михаила. В конце июля 1918 года до Крыма докатились слухи о расстреле императора, императрицы и их детей. О судьбе же Михаила Александровича и вовсе не было никаких вестей. Однако Мария Федоровна то ли опираясь на неизвестность о судьбе Михаила, то ли в связи с отдаленностью от места происшествия, то ли еще по какой-то причине не поверила в смерть Николая. Впрочем, большевики поначалу не признавались в содеянном и отрицали убийство Николая II и его близких.
Надежда матери
Неудивительно, что Мария Федоровна категорически не желала уезжать из России: она была уверена в том, что ее сын Николай жив. Вдова покинула Крым лишь по настоянию своей сестры, английской королевы. 11 апреля 1919 года британский броненосец «Мальборо» под императорским штандартом увез ее и других обитателей «оазиса» из Ялты. По пути произошло то, что, судя по всему, еще более укрепило веру Марии Федоровны в том, что ее дети избежали смерти. В сторону Крыма проходил войсковой транспорт, солдаты выстроились на палубе и запели «Боже, царя храни!».
Мария Федоровна, обосновавшаяся в Дании, как пишет в своей книге «Тайны ушедшего века» Николай Зенькович со ссылкой на слова Великого князя Владимира Кирилловича, отрицала, что ее сыновья погибли. Надежду матери подогревали слухи о том, что Николай II содержится в одном из российских монастырей, а Михаил скрывается в Шанхае. Мария Федоровна даже запрещала служить панихиду по убитым. Скорее всего, защитные механизмы психики не позволяли императрице даже допустить мысль о смерти сыновей. Возможно, она сохранила веру в то, что ее дети живы, до самой своей смерти в 1928 году.
Читайте наши статьи на Дзен