Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-02-21 16:54:29
Ярослав Бутаков

Почему московский митрополит отказался венчать Ивана Великого с византийской царевной

12 ноября 1472 года в Успенском соборе Московского Кремля московский великий князь Иван III венчался вторым браком с дочерью морейского деспота Софьей, представительницей династии последних византийских императоров Палеолог.

Многие летописи утверждают, что венчание проводил митрополит московский и всея Руси Филипп. Однако в некоторых летописях есть указание, что митрополит отказался совершать это таинство, и венчал царственных новобрачных коломенский протопоп Осия, специально вытребованный великим князем для этого случая.

Очевидно, что летописи, где говорится о венчании самим митрополитом, составлены в соответствии с официальной легендой о торжественном характере этого события. Те же источники, которые рассказывают о совершении обряда простым протопопом, избежали официальной правки и сохранили подлинные сведения.

Итак, митрополит Филипп не венчал великого князя с византийской царевной. Почему?

Терпимость великого князя

Московский великий князь Иван III, прозванный Великим, как все крупные государственные преобразователи в истории России, не чурался грубо нарушать то, что их соотечественникам казалось освящённой временем стариной. Таким был и брак с византийской принцессой.

Иван III вообще был очень терпим к иноземцам и к представителям иных вер. Особенно он любил итальянцев. То была эпоха итальянского Возрождения, и Иван Великий ориентировался на эстетические образцы этого художественного стиля. У него постоянно работали итальянские мастера: архитекторы, литейщики, чеканщики… Не чуждался Иван III, как позднее Пётр I, привлекать иностранцев на высокие государственные должности. Внешнюю политику в начале правления Ивана Великого вели итальянцы: Джан Батиста делла Вольпе, которого на Москве прозывали Иван Фрязин, и его племянник Антонио Джиларди (Антон Фрязин).

В поисках второй жены

В 1467 году умерла первая жена Ивана III – тверская княжна. Великий князь решил найти себе вторую жену «за морем», что давно стало непривычным для Руси. Очевидно, браком с августейшей иноземкой великий князь московский желал подчеркнуть своё первенство на Руси, выделиться среди всех русских князей.

Иван Фрязин, благодаря своим связям на родине, быстро подобрал великому князю соответствующую партию. Иван III должен был посмотреть на новую жену как на ещё одно средство к возвышению авторитета московских князей. На Руси очень почитали Второй Рим – Константинополь – и жалели о его захвате турками в 1453 году. Предполагаемая невеста великого князя принадлежала к последней династии императоров Константинополя. Более того, приходилась родной племянницей последнему византийскому базилевсу Константину XII.

Вдовая, толстая и некрасивая

Софья Палеолог была дочерью брата императора Фомы, деспота Мореи. После падения Константинополя Фома не смог долго продержаться под натиском турок и эмигрировал в 1460 году. Уехал он, как и все знатные греки того времени, в Италию. Софье тогда было всего пять лет.

Иван Фрязин живо расписал великому князю достоинства невесты, рассказывая, как её руки добивались знатнейшие венценосцы Европы. Но она будто бы всем отказывала из-за их неправославной веры. На самом деле, Софья уже в 11 лет была выдана замуж за одного богатого венецианца. Благодаря этому браку бедный морейский изгнанник, её отец, желал поправить своё бедственное положение на чужбине. Муж Софьи вскоре умер, и молодая жена унаследовала его состояние. Впрочем, скорее всего она так и не успела вступить со своим супругом в плотскую связь и осталась девственницей до брака с великим князем.

Все последующие, до Ивана III, попытки выдать Софью замуж оказались тщетными. Даже лишённый своих владений номинальный иерусалимский король Яков II де Лузиньян, такой же изгнанник, не хотел брать её в жёны. Причинами, помимо отсутствия приданого у невесты, были её физические данные. Софья считалась некрасивой, толстой и выглядела значительно старше своих юных лет. Впрочем, все эти недостатки пронырливый итальянец на службе великого князя ловко утаил от своего господина.

Католичка

Но было ещё одно, самое главное препятствие для брака с царевной. Причём не столько у самого великого князя, сколько у его окружения. Софья была католичкой. В детстве она, конечно, была крещена по-православному. Но нужно заметить, что с 1439 году константинопольская церковь уже находилась в унии с римско-католической, признавая верховный авторитет Римского папы. Оказавшись в Италии, знатные греческие эмигранты открыто приняли католичество. Духовным отцом Софьи был бывший никейский архиепископ Виссарион, получивший в Риме, перейдя в католичество, сан кардинала.

Иван III первым из русских государей прибег к заочному обручению со своей невестой. Вторым после него, совершившим такой же акт, был Лжедмитрий I. Оба женились на католичках. Московского князя на обручении в Риме представлял всё тот же незаменимый Иван Фрязин. Церемонию обручения совершил сам Римский папа Сикст IV.

С Софьей на Русь поехала огромная свита греков и итальянцев, а во главе их – папский легат Антонио Бонумбре. С этим легатом связана история, которую русские летописи передают единогласно. Легат велел везти впереди своих саней огромный латинский крест (крыж, как его называли на Руси). Московский митрополит Филипп, когда узнал об этом шествии и демонстрации католического культа, сказал великому князю, что если легат войдёт с крыжем в Москву через одни ворота, то он, митрополит, тут же выйдет через другие и никогда в столицу не вернётся.

Попытка привести Русь к католичеству

Иван III отправил к легату приставов, которые убрали крыж в сани. Но, по-видимому, митрополит всё-таки частично осуществил свою угрозу. Во всяком случае, он не стал венчать великого князя с «латинянкой». Все эти известия свидетельствуют о сильной оппозиции новому браку Ивана III в правящих кругах Московского государства и, особенно, среди высшего духовенства.

Причиной могло быть только то, что бракосочетание с Софьей воспринималось многими на Москве как попытка утвердить католичество на Руси или, как минимум, привести русскую церковь в унию с Римом. Совершенно очевидно, что в Риме как раз и питали такие надежды в связи с этим браком, и что только поэтому Ивану Фрязину легко удалась в Италии его комбинация, а папская курия легко отпустила Софью на Русь.

Другое дело, что расчёты Ватикана потерпели фиаско. Согласно летописям, Софья сразу по приезде на Русь стала демонстрировать своё православие. По прошествии времени великая княгиня возглавила на Руси партию православных ортодоксов при дворе. Но это случилось уже потом. Можно сказать, что, в конце концов, именно Иван III переиграл католиков с этим браком. Но в тот момент свадьба великого князя с действительной или кажущейся латинянкой была встречена многими на Москве враждебно.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: