Почему в православных храмах Китая нет ни одного священника
По крайней мере, согласно последним данным, в китайских православных храмах действительно нет священнослужителей. И это несмотря на то, что православных верующих в стране тысячи. Как же так получилось?
История православия в Китае
Православие в Китае может похвастать более чем трехвековой историей. В XVII столетии в Китай приезжали российские миссионеры. В 1717 году в Пекине была учреждена Русская духовная миссия. Однако в 1905 году во время Боксерского восстания миссия была полностью разгромлена, а несколько православных храмов уничтожены. Но китайцы продолжали принимать православие, а после революции, произошедшей в России в 1917 году, в Китай устремились русские, образовавшие диаспору численностью около 500 тысяч человек. Около сотни храмов были восстановлены или заново отстроены.
Но после того, как в 1949 году была провозглашена Китайская Народная Республика, русские начали массово покидать страну. Отрицательную роль в развитии и распространении православной веры в Китае сыграла и так называемая «культурная революция» 1960-1970-х годов. Тогда, как пишет в своей книге «Православие» митрополит Иларион (Алфеев), Православная Церковь в Китае была ликвидирована, храмы были разрушены, кладбища разгромлены, иконы сожжены. Многих православных китайцев ожидала участь мучеников.
Возрождение Китайской Православной Церкви
Однако в 1990-х годах началась работа по восстановлению православия в Китае. Это было связано с изменениями, произошедшими в России, а также с 35-летием дарования автономии Китайской Православной Церкви. Действительно, незадолго до «культурной революции» Православная Церковь в Китае стала автономной, но вскоре была уничтожена. В 2000-х РПЦ приступила к системному возрождению православия в Китае, налаживала связи с различными культурными, образовательными и другими китайским организациями, но столкнулась с множеством трудностей.
Даже сегодня в православной общине Китая насчитывается всего 15 тысяч верующих. Мало того, на территории государства действует всего несколько православных храмов, среди которых: Покровский храм в Харбине, храм святителя Николая в Урумчи, который был восстановлен в 1991 году, храм святителя Николая в Кульдже и храм Иннокентия Иркутского в Эргуне, освященные в 2003 и 2009 годах соответственно. Также действуют, но недоступны для рядовых прихожан, Иннокентиевский храм в российском посольстве, приход в консульстве в Шанхае.
«Ни одного действующего священнослужителя»
Между тем даже в православных храмах Китайской Республики, которые любые верующие могут посещать свободно, нет священников. Эту проблему митрополит Смоленский и Калининградский и будущий патриарх Московский и всея Руси Кирилл озвучил на конференции, приуроченной к полувековому юбилею автономии Китайской Православной Церкви, еще в 2007 году. «Ни одного действующего китайского православного священнослужителя на территории КНР в настоящий момент нет… Однако наряду с этим восстановленные и сохранившиеся храмы нуждаются в богослужении», — сказал святейший.
Виктор Селивановский, автор издания «Православие в Китае», считает, что такая ситуация сложилась в связи с каноническими правилами, согласно которым только епископ может рукополагать священников. Оба православных епископа Китайской Православной Церкви, Симеон (Ду) и Василий (Яо) умерли еще в 1960-х годах. Епископы так и не рукоположили преемников, поэтому апостольское преемство иерархии внутри Китайской Православной Церкви прервалось. Правда, в 2021 году в СМИ появилась новость о том, что скоро в Гонконге наконец появится православный священник-китаец, рукоположенный в Хабаровске.
Читайте наши статьи на Дзен