Три Толстяка: кем на самом деле были главные герои сказки Юрия Олеши
Некоторые талантливые литературные произведения, появляясь на литературном небосклоне, поначалу не замечаются публикой, но затем буквально переворачивают массовое сознание. Одним из таких шедевров является роман-сказка «Три Толстяка» Юрия Олеши. Это творение могло вовсе не увидеть свет, но, увидев, стало бестселлером. Наверное, потому, что каждый, кто прочитал книгу, догадался, о каких именно Толстяках идет речь.
Как все начиналось
На момент издания произведения Юрий Олеша уже был относительно известен в узких кругах любителей сатирической литературы. Но знали его тогда лишь под звучным псевдонимом Зубило. Так автор подписывал свои статьи, сатирические очерки и фельетоны, публиковавшиеся в газете «Гудок», имевшей в то время тираж 60 тысяч экземпляров. Олеша-Зубило «хвалил» пятилетки с присущим ему едким юмором и ругал музыку Дмитрия Шостаковича. Кстати, именно с появлением в газете бодрого и активного публициста она прибавила себе популярности.
На зубастые опусы перспективного 23-летнего молодого человека сразу же обратили внимание Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров, которые также печатались в то время в «Гудке». Роман-сказка «Три Толстяка», написанный в 1924 году, стал первой попыткой Олеши, что называется, выбиться в люди. Попытка оказалась триумфальной. Однако сложности возникли прямо с порога: редакторы не могли определиться, как воспринимать написанное, и боялись возможных последствий.
Четыре года рукопись пролежала в редакторском столе, как бы на рассмотрении. Она не получала какой бы то ни было резолюции, а потом о ней и вовсе предпочли «забыть». Формальных оснований для отказа не находилось, но писатель, уже успевший зарекомендовать себя как колкий сатирик, доверия не внушал и давать ход его творению было, видимо, себе дороже. Да к тому же молодое советское государство в тот период не очень-то жаловало сказки.
Текст лишь чудом не затерялся и был издан в 1928 году мизерным по тем временам тиражом в 7000 экземпляров. Однако не прошло и года, как книга стала культовой. И с тех пор она издается в количестве не менее 200 000 экземпляров каждый год, а с 1928 г. по 1981 г. ее выпускали в свет ещё большими «партиями».
Характеристики персонажей, которые позволяют понять «Толстяков»
Сам Юрий Олеша происходил из обедневших дворян, в молодые годы много общался с разночинцами – и успел повидать всякое. Все его герои так или иначе взяты из реальной жизни, а Суок – это вообще фамилия любовницы автора, с которой он несколько лет прожил в гражданском браке. Любопытна предыстория того, почему по ходу сюжета Суок и кукла то и дело меняются местами.
Дело в том что в юности будущий сатирик попал на представление бродячего цирка-шапито – и влюбился в выступавшую девушку-акробатку. Решившись сразу признаться ей в пылких чувствах, Олеша пришел к ней и неожиданно выяснил, что… это никакая не девушка, а парень – артист травести, то есть «ненастоящий», «кукольный» персонаж.
Тутти – крикливый и плаксивый наследник Трех Толстяков, чье имя с итальянского переводится как «все», «весь», очевидно, олицетворяет самодержавие. Просперо, один из революционеров, фигурирует также в пьесе Шекспира «Буря», но там он не бунтарь, а волшебник, у которого пытались отобрать власть. Имя Тибула – пылкого революционного вождя, питавшего нежные чувства к Суок, представляет собой усеченную фамилию римского поэта Альбия Тибулла, прославишегося своими любовными похождениями.
Освобождение заключенного… Штурм дворца… Переход регулярных войск на сторону мятежников… Наконец, свержение ненавистных Толстяков… Все это образно передает революционные события февраля и октября 1917 года.
Ну а Толстяки – это некая надоевшая всем, разъевшаяся за счет народа триединая правящая элита, чрезвычайно раздутый и обременительный государственный аппарат.
Кто такие Толстяки и почему они идут вторым планом
В целом ясно, что в сказке автор намекает не на людей и не на кукол, а на социально-государственные институты, а также на сословия, классы, страты. Получается, что Три Толстяка, всегда упоминаемые в неразрывной связке, – это Император, Правительствующий сенат и Совет министров. Своего рода Змей Горыныч о трех головах, но в обличье управленца. А герои – человеческие марионетки, к которым внезапно пришло осознание своего угнетенного положения и необходимости протеста. Ну а сумасбродный Тутти – это капризный и безвольный монарх-самодержец, не способный удержать власть в своих руках.
По идее, такой роман должен был пройти на ура в диссидентской среде. Однако встречать его овациями почему-то не спешили даже сторонники «радикальных реформ».
Критик и прозаик Лидия Чуковская, одобрив революционный настрой произведения, тем не менее приняла роман в штыки, так как, по ее мнению, «капризы сюжета» и «мир вещей» в нем работают против содержательной части. А современный ппсатель Дмитрий Быков и вовсе считает эту книгу наивной и «поточной»: «Это именно сказка начитанного мальчика, революционная по духу, романтическая по антуражу; Олеша написал одну такую вещь, а мог двадцать пять».
Читайте наши статьи на Дзен