Православные язычники: во что верили запорожские казаки
Нет сомнения,что сами запорожцы считали себя истинно православными людьми и пускали на Сечь только единоверцев. Но при их положении в тогдашнем обществе даже православные священники у запорожцев могли не соответствовать официальным канонам. А в самом народе долго сохранялись верования не имевшие ничего общего с христианством.
Потомки волхвов
У запорожцев была распространена вера в казаков, наделённых от природы особыми магическими свойствами. Их звали характерниками. Про них говорили, что их ни сабля, ни пуля не берёт. Характерником был, например, сподвижник Богдана Хмельницкого и многих других последующих гетманов Иван Сирко. Он побывал в двухстах сражениях, в самой гуще, и всякий раз выходил из них совершенно невредимым.
О характерниках ходили легенды, что они могут ловить голыми руками пущенные в них пули и посылать их назад с такой же силой. Характерники якобы могли часами задерживать дыхание, оставаясь под водой. Они также видели сквозь стены и открывали любой замок без ключа. Но главное, чем они приносили казакам видимую всеми пользу – они знали целебные свойства растений и могли наговором останавливать кровь, излечивать самые безнадёжные раны.
Все эти свойства характерников, мнимые и реальные, явно говорят о том, что вера в них шла ещё с языческих времён. Современный украинский писатель на исторические темы Евгений Луцив считает, что характерники прямо ведут своё начало от древних волхвов, которых на Украине звали вещунами или чародеями.
Оборотни и хранители традиций
В почитании характерников мы видим также пережитки веры в оборотничество. Неуязвимость характерников в бою роднит их со скандинавскими берсерками, которые, будто бы, могли обращаться в волков. Кстати, среди древнерусских князей тоже известен князь-оборотень – Всеслав Полоцкий (он же былинный герой Волх Всеславьевич). О вере в оборотническую природу характерников свидетельствует всеобщее убеждение, что убить их можно было только серебряной пулей. Характерников никогда не хоронили с христианскими обрядами. При этом зарывали их в землю обязательно лицом вниз – чтобы не встали мёртвыми. Археологи действительно нашли такие могилы на Украине.
Суеверный страх казаков перед характерниками не мешал им, как видим, пользоваться их сверхъестественной силой и мудростью. Характерников почитали за их древние тайные знания и они, по-видимому, представляли собой остатки касты древних языческих жрецов, которые только в уникальных условиях Запорожской Сечи могли уживаться с православным духовенством. Священники были убеждены, что характерники непосредственно общаются с нечистой силой и заставляют её себе служить. Ну, а коль скоро они умеют обуздать чёрта, то с ними лучше жить в ладу и не трогать их веру, так рассуждали в Сечи.
Характерники носили ещё название гольдовников. Они лучше всех знали и рассказывали древние истории, пели песни про подвиги старинных казацких героев под аккомпанемент кобзы или бандуры. Само название гольдовники проливает свет на происхождение этой касты.
Святилище в Товтрах
В Подолии на десятки километров тянутся покрытые лесом крутые возвышенности – Товтры (Толтры). Они и поныне производят впечатление диких, а столетия назад это был и вовсе дремучий край.
Во второй половине 20 века там были проведены детальные раскопки древнеславянских городищ. Это не могли быть города Киевской Руси – они не упоминаются в летописях и находились вне пределов любого княжества. По всей видимости, это были города так называемых болоховских князей, которые в летописях 12-13 веков выступали соперниками киевских и галицких князей, не подчинялись им и собирали в своих землях беглых со всей Руси.
Согласно раскопкам, проведенным археологами Ириной Русановой и Борисом Тимощуком, на городищах в Товтрах ещё в 13 веке регулярно практиковались языческие обряды. Самой почитаемой богиней была Макошь. Ей даже приносились человеческие жертвы. Религиоведы считают, что Макошь – аналог готской богини Гольды. Так объясняется название гольдовников.
Готский культ Гольды, после ухода большинства готов с этой территории, трансформировался у славян в культ Макоши. Но старое название осталось у жрецов, связанных с этим культом. Надо полагать, жреческая каста хранила свою преемственность с готских времён, в таком виде дожила до средних веков и перешла в запорожское казачество. А следы самых поздних языческих обрядов в Товтрах относятся к 17 веку. Следовательно, вплоть до времён Богдана Хмельницкого не прерывалась связь казацких вещунов со своими религиозными корнями.
Читайте наши статьи на Дзен