История

Какие сцены вырезали из самых культовых советских фильмов

Автор: Тимур Сагдиев  |  2022-03-24 17:19:19

Несмотря на художественные достижения советского кинематографа, над ним всегда довлела цензура. Причём в роли цензоров не всегда выступали члены приёмных комиссий. Иногда режиссёры фильмов, прислушиваясь к мнению коллег и начальства, сами редактировали отснятый материал в духе «генеральной линии партии и правительства». Не стали исключением и культовые фильмы СССР, знакомые большинству из нас с детства.

Жертвы политики

Многие претензии, с которыми сталкивались авторы советских фильмов, сегодня вызывают улыбку. Например, в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» присутствовала сцена, изображавшая самонадеянного жениха товарища Саахова в кителе и военных сапогах. Как вспоминал композитор Александр Зацепин, камера, обозревая героя снизу вверх, показала его в излюбленной позе Иосифа Сталина – с рукой, заложенной за китель. Кавказское происхождение Саахова и его усы лишь усиливали сходство с «отцом народов». В итоге Гайдай вырезал эти кадры – партийным деятелям не понравился намёк на то, что в южных республиках среди начальства есть деспоты, подобные Сталину.

В другой культовой комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» на вопрос милиционера о месте жительства царь первоначально отвечал: «Москва, Кремль». Фраза показалась цензуре слишком «острой» – в Кремле, по её мнению, сидели вовсе не «цари», а законные представители трудового народа. Так что в существующей редакции фильма Иван Васильевич произносит забавную фразу «в палатах».

Иногда правки в фильмы вносились перед их показом по телевидению. Например, из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» в телевизионном варианте пропала фраза: «Надо, Федя, надо». Председателю Гостелерадио Сергею Лапину показалось, что это намёк на Фиделя Кастро – «Федей» вождя дружественной Кубы называли в коридорах ЦК КПСС.

Политические «придирки» к фильмам порой доходили до абсурда. В качестве примера можно привести финальную сцену фильма-катастрофы «Экипаж». По первоначальной задумке режиссёра Александра Митты персонаж Георгия Жженова – командир экипажа Андрей Тимченко – должен был умереть во сне. В сновидении лётчик встречал своих фронтовых друзей и снова оказывался за штурвалом самолёта. Митта был очень доволен игрой Жженова, но чиновники Госкино неожиданно запротестовали. Им пришло в голову, что финал ленты может не понравиться высокопоставленным зрителям из Политбюро, которые смотрели отечественные новинки экрана ещё до их выхода в прокат. На слуху был инцидент с картиной Андрея Смирнова о градостроителях («Верой и правдой», 1979 год). Посмотрев этот фильм, Леонид Брежнев раскритиковал сцену смерти старого архитектора: «Что вы мне показываете, как старики умирают? На что намекаете?!» – вспылил генсек.

Поддавшись на уговоры, Митта согласился вырезать сцену. Впоследствии он сильно жалел об этом:
«Картина пролежала бы полгода и вышла на экран, – говорил режиссёр. – А я только спустя годы понял, что, позволив убрать сцену с Георгием, мы допустили огромное упущение и в фильме, и в роли Жженова».

Никакой «клубнички»

Советским чиновникам от искусства казалось недопустимым культивирование эротики. Поэтому из фильмов удалялись почти любые «непристойные» сцены. Например в гайдаевском «Иване Васильевиче» был вырезан крупный план, показывавший ручку из квартиры Шпака – ту самую, которую Милославский затем подарил шведскому послу. Как оказалось, мужчин заинтересовала не сама заграничная диковинка, а изображенная на ней полубнажённая девушка.

Немало отснятого материала «пропало» из фильма «Белое солнце пустыни», который поначалу носил более фривольное название «Спасите гарем». В частности, цензура не пропустила кадры с обнажёнными жёнами Абдуллы. Женщины прятались в баке, который поджёг их муж. Почувствовал жар, им пришлось вылезти, сбросив с себя одежду. Жён Абдуллы играли непрофессиональные актрисы, поэтому нелегко было уговорить их сняться в подобной сцене. Женщины выдвинули условие – минимум мужчин на съёмочной площадке. Однако, как оказалось, актрис можно было и не смущать – все эти кадры режиссёр Владимир Мотыль вырезал по настоянию приёмной комиссии. Та же судьба постигла сцену, в которой жена Сухова Катерина Матвеевна переходит ручей, задрав подол юбки – «голые ляжки» героини сочли неприличными.

Полноценная постельная сцена была снята для фильма «Экипаж». В ней участвовали бортинженер Игорь (Леонид Филатов) и стюардесса Тамара в исполнении Александры Яковлевой. Яковлева не постеснялась раздеться, но в итоге от сцены остались лишь кадры, в которых обнажённую Тамару видно сквозь аквариум. В общей сложности из фильма было вырезано 80% «пикантных» кадров. Однако даже то, что осталось, возмущало некоторых телезрителей.

Пьянство — это не смешное поведение

Ещё одна «скользкая» тема в советском кино была связана с употреблением алкоголя. Несмотря на обильное присутствие на экранах застолий и возлияний, иногда киночиновники всё же пытались ограничить «алкогольную пропаганду». В той же «Кавказской пленнице» из знаменитой песни «Если б я был султан» был вырезан куплет, в котором три жены наливают герою «по сто». Так что в существующей версии «султан» в исполнении Юрия Никулина оказался трезвенником.

Пострадал от «антиалкогольных» правок и фильм «Белое солнце пустыни». В заключении генеральной дирекции и редакционной коллегии ВТО содержалась рекомендация: «предельно сократить сцены пьяного угара Верещагина».

Особенно много сцен пьянства было изъято из фильмов в середине 1980-х годов, когда после двух десятилетий роста алкоголизма в стране развернулась «борьба за трезвость». Сцены застолий пропали из уже выпущенного фильма «Покровские ворота». А в фильме «Кин-Дза-Дза» авторам пришлось заменить чачу в бутылке у студента Гедевана на уксус.

Фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби» претерпел трансформации на стадии окончательного монтажа. «Алкогольных» сцен в ленте было куда больше, но председатель худсовета Александр Зархи объяснил Меньшову, что пьянство – это «трагедия народа, а не смешное поведение». Поэтому многие сцены подверглись купированию. Например, случайный прохожий, заметивший оставленные героями на пирсе шесть недопитых кружек пива, не просто брал кружку в руку, а опустошал все кружки одну за другой. Пропали из фильма и многие колоритные сцены с пьяницей дядей Митей.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи