Из Инны в Иннокентия: чем закончилась первая в СССР операция по смене пола
Мало кому известно, что в СССР впервые в мире была проведена операция по смене пола, результат которой отвечал изначально поставленной задаче. Она была пятой по счету в мировой практике, но только рижскому хирургу Виктору Калнберзу удалось «сделать» из женщины мужчину – в остальных случаях у прооперированных сохранились как мужские, так и женские половые признаки.
Когда начали оперировать
В конце 60-х годов Виктор Калнберз возглавлял Латвийский научно-исследовательский институт травматологи и ортопедии, на тот момент он уже проводил уникальные хирургические операции по восстановлению мужской эректильной функции, занимался фаллоэндопротезированием. По собственному признанию Калнберза, эти работы приходилось вести полуподпольно – подобная практика в пуританском СССР не приветствовалась.
Как рассказывал хирург, женщине, которая в 1968 году пришла к нему с просьбой «переделать» ее в мужчину, было около 30 лет, она всю жизнь ощущала себя представителем другого пола. Работала инженером. Кроме имени и общих биографических данных Калнберз о ней мало что знал. Женщина неоднократно пыталась свети счеты с жизнью, в том числе, из-за неразделенной любви (к девушке). Инна (так ее звали) перед визитом к Калнберзу обращалась к другому известному трансплантологу, но тот ей отказал. Хирург говорит, что прооперированный пациент по просьбе доктора время от времени звонил ему, сообщал о самочувствии. Последний раз это было несколько лет назад, когда мужчина уже был пенсионного возраста.
Как Инна превращалась в Иннокентия
Как писал в своей автобиографической книге «Мое время» Виктор Калнберз, в СССР к концу 60-х уже проводились операции по трансплантации мужских половых органов, первая из них успешно завершилась еще в 1945 году, и Калнберз усовершенствовал эту технологию. Разрешение на операцию по смене пола должен был давать лично министр здравоохранения Латвии В. В. Канеп. Однако, как писал Калнберз, оно не закреплялось документально, из-за чего впоследствии у хирурга могли возникнуть проблемы. Доктор разговаривал и с матерью Инны, которая, устав от ее суицидальных попыток, в итоге смирилась с тем, что у нее будет не дочь, а сын.
Проанализировав опыт зарубежных коллег (во всех предыдущих операциях по смене пола пациенты оставались гермафродитами) Виктор Калнберз решил проводить операцию (она началась в сентябре 1970 года) поэтапно. Между этапами Инна, которой хирург придумал «псевдоним» Иннокентий, в течение 2 – 3 месяцев жила привычной жизнью, потом вновь ложилась под скальпель Калнберза. Сегодня, по словам хирурга, благодаря возможностям микрохирургии, подобные превращения происходят гораздо быстрее.
Иннокентий после операции быстро освоился со своим новым обликом, он легко общался в мужской компании, начал даже курить, выпивать и ругаться матом, что ему поначалу очень нравилось. Известно, что Иннокентий потом дважды женился, супруги о его прошлом ничего не знали – им он говорил, что попал в аварию и поэтому весь в шрамах. При врачебных осмотрах ссылался на бандитское нападение. В половом смысле, по словам профессора, пациент чувствовал себя вполне нормально.
Профессора за это наказали
Виктор Калнберз больше операций по смене пола не проводил, более того, и за свой дебют он получил строгий выговор от министра здравоохранения СССР. По словам хирурга, в этой истории роковую роль сыграло то, что он не получил на операцию официальное министерское разрешение. Министр назвал операцию преступной, чуждой социалистическому порядку и прямо сказал, что за это вообще-то надо сажать в тюрьму.
Однако все обошлось, Калнберзу позволили продолжать операции по трансплантации половых органов, в списке его пациентов были и известные люди – руководитель службы госбезопасности одной из стран социалистического лагеря (о помощи доктора просил лично Андропов), народный артист СССР Николай Гриценко, личный телохранитель Фиделя Кастро.
Читайте наши статьи на Дзен