«Если меня убьют…»: что Григорий Распутин рассказал в своем последнем письме Николаю II
Последнее письмо Григория Распутина, адресованное семье императора, некоторые называют «завещанием» «старца». Действительно, в письме Распутин не только дает советы Николаю II, но и предупреждает его о грядущих событиях.
Предчувствие гибели
Многие современники Григория Распутина утверждали, что «старец» предвидел свою насильственную смерть. Об этом в частности свидетельствовала приближенная к царской семье Ю.А. Ден. Подруга императрицы Александры Федоровны А. А. Вырубова также рассказывала: «Последние месяцы он (Распутин) все ожидал, что его скоро убьют». По крайней мере, так указано в издании «Загадка убийства Распутина», в котором приведены воспоминания Феликса Юсупова. Арон Симанович, секретарь Распутина, вспоминал о том, что за 3 дня до гибели его «шеф» находился в подавленном состоянии, внезапно решил открыть банковские вклады на своих дочерей, сжег все письма и телеграммы, которые в разное время получил от именитых особ.
Но что бы ни делал или ни говорил Григорий Распутин о собственной смерти, он всегда связывал ее с будущей судьбой всей России. Так, Александр Бушков в своей книге «Распутин. Выстрелы из прошлого» пишет о том, что Распутин нередко повторял: «Пока я жив, все будет путем, но после моей смерти потекут реки крови». Однако «старец» всегда добавлял, что с Мамой и Папой, как он называл Николая II и его супругу Александру Федоровну, все будет в порядке. Как известно, это пророчество оказалось ошибочным: июльской ночью 1918 года члены царской семьи и несколько приближенных к ним лиц были убиты в полуподвале дома Ипатьева. А вот насчет собственной кончины Распутин был абсолютно прав.
Преступление и наказание
Впрочем, Григорию Распутину описал его гибель и британский пророк Хейро, с которым тот встретился зимой 1904-1905 годов. Хейро предрек Распутину насильственную смерть в стенах дворца. «Вам будут угрожать яд, нож и пуля. После этого воды Невы сомкнутся над вами» — сказал Хейро. Английский ведун как в воду глядел. Хотя Наум Синдаловский, автор книги «Мятежный Петербург», уверен в том, что Распутин и сам об этом знал. Как бы то ни было, в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года Феликс Юсупов обманом заманил Григория в полуподвал своего дворца якобы для тайного «исцеления» своей жены. Вместе с другими заговорщиками он пытался отравить Распутина, а затем в «друга Царева» выстрелили из револьвера и спустили под лед Малой Невки.
Ходили слухи, что Распутин был еще жив, когда оказался под водой. Если верить авторам издания «100 знаменитых загадок истории» Марии Панковой, Инге Романенко, Илье Вагману и Ольге Кузьменко, легкие «провидца» были полны воды, а одну руку ему даже удалось высвободить от веревок, пальцы на ней были сложены для крестного знамения. Однако, вскрытие показало, что это всего-лишь домыслы. Имена знатных убийц тут же были установлены полицией, но ни один из них не понес серьезного наказания. Князь Феликс Юсупов был отправлен в собственное имение, Великий князь Дмитрий Павлович, внук Александра II – на фронт, а известного монархиста Владимира Пуришкевича вообще не тронули.
«Если меня убьют…»
Именно подобного состава группы убийц и боялся Григорий Распутин. Об это говорит и прощальное письмо, которое он адресовал Николаю II. Впрочем, секретарь Распутина называл это письмо завещанием. Как вспоминал А.С. Симанович в своих мемуарах «Распутин и евреи», для его составления Распутин вызвал к себе адвоката Аронсона. Григорий Ефимович, предчувствовавший, что уйдет из жизни до 1 января 1917 года, обращаясь к императору, написал: «Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе, русский царь, некого опасаться. Оставайся на твоем троне и царствуй… Если же меня убьют бояре и дворяне… Они оставят Россию. Братья восстанут против братьев и будут убивать друг друга….».
Интересно, что в этом своеобразном завещании Распутин изменил свое мнение, касательно того, что с «Мамой и Папой ничего не случится». Если верить Олегу Платонову, автору книги «Жизнь за царя. Григорий Распутин и Августейшая Семья», «старец» сообщил о том, что, если убийцами окажутся родственники Николая II, то ни один из членов царской семьи (включая детей) не проживет дольше 2 лет. «Их убьет русский народ» — заявлял Распутин в последнем письме. Он советовал императору все обдумать, быть осторожным и молиться. Симанович передал «завещание» Александре Федоровне, которая попросила не говорить об этом мужу. Но после смерти Распутина Николай все же ознакомился с письмом.
Читайте наши статьи на Дзен