«Великая Украина»: на какие территории других стран претендуют современные власти Украины
Несколько лет назад украинский политолог Михаил Чаплыга говорил об изменении конституции страны, куда горячие головы готовы были вписать понятие «Великой Украины». Речь идёт ни много ни мало о посягательстве на территории соседних государств, как на западе, так и на востоке.
Запад
«Исторические границы» Украины, о которых рассуждал Чаплыга, весьма условны. До 1991 года Украина как признанное мировым сообществом независимое государство никогда не существовала. А все квазигосударственные образования на её территории, даже такие крупные, как «Украинская держава» гетмана Скоропадского, территориально были меньше нынешней Украины.
Если следовать историко-этнографическому принципу определения рубежей «Великой Украины», то наиболее обоснованными будут претензии на территории нынешнего Евросоюза. Речь идёт о Закерзонье (общее название для Холмщины, Подляшья, Надсанья и Лемковщины). Эти земли, некогда входившие в состав Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества, окончательно отошли к Польше после Второй мировой войны. На нынешней польской территории родились такие исторические деятели Украины и России, как писатель Ярослав Галан, биофизик Александр Чижевский, историк Михаил Грушевский, жёны советского лидера Никиты Хрущёва и генерала-белогвардейца Антона Деникина.
Этнический состав Закерзонья существенно изменился во второй половине 1940-х годов, когда одну часть украинцев насильно выселили в СССР, а другую – во вновь приобретённые западные земли Польши. Эти меры помогли властям победить бандеровское движение, а также ускорили ассимиляцию украинцев в Польше.
В Румынии частью «Великой Украины» считают южную Буковину. Украинцы проживают в жудеце Сучава, их доля в общем населении – 1,2%. В Молдавии претензии киевских шовинистов распространяются не только на Приднестровье, но и на некоторые районы за Днестром.
Ещё один спорный регион – северо-восточная Словакия (Пряшевский край), где живут русины, этнографически наиболее близкие к населению Закарпатской области Украины.
Север
Притязания украинских националистов распространяются и на земли белорусского Полесья с городами Пинск, Гомель и Брест-Литовск. Этнографическую группу полещуков (особенно западных) многие исследователи считают более близкой к украинцам, чем к белорусам.
«Полещуки живут в районе украинско-белорусского межэтнического порубежья и имеют черты как украинской, так и белорусской культур», — утверждается в современном украинском учебнике географии.
Отметим, что согласно данным переписей середины XIX века, украинцы составляли больше половины населения Полесья. В XX веке под Брестом активно действовали ОУН* и УПА*.
Восток
Больше всего разногласий у украинских «экспертов» возникает при обсуждении вопроса, что считать «историческими землями» на востоке, например, претензии Украины на Кубань, куда некогда переселились запорожские казаки. Существует точка зрения, что всё казачество является украинским по происхождению – тогда «Великую Украину» можно видеть на Дону и Тереке, вместе со Ставропольским краем и каспийским побережьем.
«Требования» украинцев распространяются на западную Брянщину (Стародубщину), некогда включённую Петлюрой в состав УНР и присоединённую к РСФСР только в 1926 году. «Исторически украинским» некоторые считают и Белгород, как часть Слобожанщины.
А если вспомнить об активности украинских переселенцев в начале XX века, то «Незалежная» вполне собиралась потребовать у России так называемый «Серый Клин» в Сибири и «Зелёный Клин» на Дальнем Востоке.
Однако, все эти рассуждения киевских «патриотов» при здравом рассмотрении рассеялись как мираж. Согласно официальным данным переписей, в западной части нашей страны существуют буквально единицы сельских районов, где украинцы составляют половину населения. Даже административных территорий, где доля данного этнического меньшинства достигает 15%, весьма немного (например, в ряде районов Омской области и Алтайского края). В течение последнего столетия произошло массовое обрусение людей с украинскими корнями, и сейчас даже на Кубани местное казачество считает свой язык диалектом русского, а не украинского.
* — организация запрещена на территории России.
Читайте наши статьи на Дзен