В каких случаях в исламе запрещено использовать любое оружие
Все мировые религии, в том числе и ислам, призывают людей к миру. Тем не менее с каждым годом на нашей планете становится всё больше и больше оружия. Что же ислам говорит об оружии?
Война против неверных
В первую очередь, следует понять, как священная книга мусульман регламентирует возможные военные действия между последователями пророка Мухаммеда и остальными людьми. Коран даёт, в принципе, довольно чёткие предписания относительно допустимости применения оружия в той или иной ситуации.
Стоит учесть, что священная книга мусульман была написана в первой половине VII века, когда горстка первых последователей пророка, окружённая многочисленными недоброжелателями, боролась за выживание. Поэтому Коран не запрещает мусульманам вести военные действия против неверных.
При этом оружие может быть применено лишь в следующих случаях: — необходимая самооборона; — защита братьев по вере; — предотвращение бунта, который может вызвать большее кровопролитие; — прекращение бессмысленной гибели мирного населения; — восстановление справедливости.
Вторая сура Корана «Аль-Бакара» содержит аяты, призывающие мусульман к соразмерному применению оружия в борьбе против неверных: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного» (аят 190) и «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение, и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками» (аят 193).
Ислам прямо запрещает своим последователям воевать против мирного населения – женщин, детей и стариков. А применение силы должно быть обоснованно и пропорционально понесённым потерям.
Носить оружие с собой
Законодательство многих стран не позволяет гражданам носить при себе огнестрельное или любое другое оружие. В Коране нет подобного ограничения. Пояснения на эту тему дал шейх Махир ибн Зафир аль-Кахтани в статье «Носить с собой оружие – это сунна?» (просветительский портал Muntaqa.info, дата публикации 11 июня 2017 года). Иметь при себе оружие мусульманам разрешено везде, кроме Мекки. Причём это относится не только к мечетям и общественным зданиям, но и к частным жилым домам, ко всей территории города, священного для последователей ислама.
Если же человек находится в зоне военного конфликта или опасается нападения врагов, то Коран рекомендует ему носить при себе оружие. Четвёртая сура «Ан-Ниса» содержит такие слова: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов (молитв), если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами… Неверующим хотелось бы, чтобы вы беспечно отнеслись к своему оружию и своим вещам, дабы они могли напасть на вас всего один раз. На вас не будет греха, если вы отложите своё оружие, когда испытываете неудобство от дождя или больны, но будьте осторожны» (аяты 101-102).
Кроме того, без оружия не рекомендовано гулять в тех краях, где водятся опасные хищники или не менее кровожадные разбойники. Правда, если мусульманин уверен, что враги не нападут на него во время молитвы или мирного труда, то ношение винтовки (гранатомёта или автомата) не обязательно.
Регулярно чистить
Не только мысли, тело и одежда верующего должны быть чисты, но и все предметы, которыми пользуется человек, следует содержать в полном порядке. «И оружие (у молящегося) не должно быть в нечистотах, не должно пачкать нечистотами его одежду в намазе, и не должно быть тяжёлым настолько, чтобы препятствовать совершению поясных и земных поклонов, мешать смиренности», – отметил в своём наставлении шейх Махир ибн Зафир аль-Кахтани.
Не направлять на мусульман
Как и все религии, ислам также предполагает чёткое разделение людей на братьев по вере и всех остальных. Такова природа людей – мы объединяемся в группы по тому или иному признаку, не доверяя чужакам. Коран категорически отвергает саму мысль о возможности вражды между мусульманами.
Направлять оружие на мусульманина запрещено по двум причинам: во-перых, грешно запугивать брата по вере, а во-вторых, неосторожное обращение может причинить серьёзный вред. Впрочем, это элементарное правило обращения с любыми предметами, опасными для жизни или здоровья людей.
Известный богослов Мухаммад аль-Хасан аш-Шайбани (749-805) в своём сочинении «Китаб ас-сийар аль-кябир» привёл обращение уважаемого халифа Абу Бакра к воинам: «Не совершайте предательства и не отклоняйтесь от истинного пути. Не уродуйте тела убитых, не убивайте ни ребёнка, ни женщину, ни старика, не ломайте деревьев и не сжигайте их… Не разоряйте посевы, а сохраняйте их для пропитания. Вы можете встретить на своём пути людей, которые посвятили себя монашеской жизни. Оставьте их в покое».
Поскольку любое оружие неизбежно приносит гибель мирному населению, большинство исламских мыслителей решительно отвергают возможность использования его мусульманами. Это противоречит нормам морали.
Читайте наши статьи на Дзен