Мужчины-гейша: почему в Японии они были не менее популярны, чем девушки
В Японии существовало две категории развлекательных услуг: юдзё и гейша. Многие считают, что гейшами могли быть только девушки, но это не так. Удивительно, но существовал целый институт юдзё и гейша-юношей. Причем, ничего зазорного в этом не видели в японском обществе. Наоборот, присутствие юноши-гейша считалось высшим шиком.
Юдзё и гейша — в чем разница
Гейша (правильнее гэйся) в переводе с японского означает «человек искусства». Основным их занятием было развлекать посетителей высококлассным исполнением песен, танцев, игрой на музыкальных инструментах, а также умной беседой. Официально гэйся проституцией не занималась, для этого были другие люди, хотя неофициально были разные случаи. Иногда в домах развлечений «окия» держали и гэйся, и проституток (юдзё). Юдзё высшего класса, также как и гэйся, умели развлечь клиента пением и игрой на сямисэне – музыкальном инструменте вроде лютни. Они хорошо рисовали, владели каллиграфией и искусством стихосложения. До тонкости знали застольный этикет, а он был отдельным для пира и чайной церемонии. Обладали широким кругозором. Умели стильно одеться и поддержать беседу на разные темы. Кроме этого, были обучены различным сексуальным техникам. В Японии активно использовались вспомогательные «технические средства», они, разумеется, присутствовали в арсенале специалисток.
Причёска и макияж
Внешний вид гейши был строго регламентирован с периода Эдо (XVI век). Девушка должна была выглядеть, как прелестная фарфоровая кукла, в то же время не теряя своего природного очарования. На подготовку к мероприятию уходило порядка пяти часов.
В качестве основы макияжа использовалась смесь масла и воска. Затем на лицо, руки, шею и декольте наносились белила на основе рисовой пудры. До XX века в состав белил входил свинец, и это сильно вредило здоровью и внешности. Глаза и брови прорисовывались в чёрно-красных тонах. Губы красились яркой помадой в форме бантика или цветка, это считалось очень чувственным. Весь макияж делался очень тщательно.
Причёска (шимада) зависела от класса девушки. Ученицы носили несложные причёски с небольшим украшением. Каждое повышение статуса давало право на более сложную конструкцию. Но настоящие гэйся не злоупотребляли украшениями: это мог быть одинокий цветок в волосах. У девушек юдзё наоборот: применялись замысловатые броши, шпильки, заколки в стиле канзаши.
При создании причёски использовались масла и всевозможные средства для укладки. Не забывали про духи: особый аромат для каждого времени года. Причёска делалась раз в две недели. Нормально спать с таким сооружением на голове было невозможно: применялись особые подставки для шеи. Со временем гэйся стали использовать готовые парики: это было более практично.
Одежда гейся и юдзё
Гэйся – чрезвычайно утончённая девушка. Её кимоно скорее нежное, чем яркое, шёлковое или шерстяное — по сезону, с простым белым воротничком. Юдзё одета более нарядно, сверху на кимоно может быть добавлена яркая накидка. У юдзё откровенное декольте (у гэйся больше открыта спина). Пояс оби гэйся завязывает только сзади, юдзё – как угодно.
Обувь – сандалии на трёх высоких деревянных конструкциях-палочках. Ходить на них можно только мелкими шажками, поэтому походку тоже вырабатывали с детства. Из-за высокой причёски и сандалий рост девушек был ограничен 160 см.
Девушка как подарок
Считалось совершенно нормальным, если глава семейства, самурай или торговец, пользовался услугами таких девушек: как гейша, так и юдзё. Причём жена не только оплачивала счета за эти услуги, но и сама могла «побаловать» мужа, пригласив ему такую даму. Чем более высокого класса была приглашённая девушка, тем солиднее считался «подарок».
Меценатство в Японии
У гэйся нередко были спонсоры — богатеи данного населённого пункта, которые всю жизнь вкладывали в одну конкретную гэйся деньги, чтобы разрекламировать своё богатство и вклад в «благотворительность». Эти спонсоры-меценаты зачастую имели собственную семью, а с гэйся завязывали только отношения сотрудничества, но бывали и случаи адюльтера, а бывало, что хитрые гэйся высасывали из спонсора денежные средства и разоряли его.
Не у всех гэйся были спонсоры, а только у тех, кто был талантлив и прекрасно исполнял все виды искусства, положенные им.
Как проходила классификация
И гэйся и юдзё распределялись по классам, и от класса зависели расценки. Класс присваивала гильдия. Цена также зависела от места оказания услуги – крупный город или провинция, причём столичные девушки могли выезжать на «гастроли». Юдзё имели поэтическое название «Дамы Ивового мира». Считалось, что девушки так же грациозны и изящны, как дерево ива.
Как проходило обучение
Чтобы стать гэйся или юдзё высокого класса, нужно было обучаться с детства. Хозяйки домов «окия», которых называли «мама-сан», с этой целью покупали у бедных семей красивых маленьких девочек. Сначала они становились помощницами взрослых девушек и таким образом постигали азы их ремесла. Девочки-ученицы назывались «хангёку» — «полудрагоценный камень». Кроме основных предметов, девочек приучали не ворочаться во время сна: от этого умения в будущем зависело состояние причёски. Вокруг головы ученицы наставница насыпала рис, и если наутро зернышки были в волосах – значит, девочка слишком сильно двигалась во сне.
У учениц, как и у взрослых девушек, имелась классификация в зависимости от уровня обучения. После окончания обучения девочки проходили экзамен, и гильдия присваивала им класс.
Мужчины для услуг
В период Эдо гэйся и юдзё были как женщины, так и мужчины.
Мужчины-гэйся, как и женщины, владели необходимыми видами искусства, но направление немного отличалось. В их обязанности входило развлекать женщин на вечеринках: рассказывать эротические истории и анекдоты, организовывать игры, пить с ними сакэ. Были популярны эротические сценки в виде пародий на услуги юдзё, со стонами и закатыванием глаз, подобные представления пользовались большим успехом.
Мужчины-юдзё существовали как для женщин, так и для мужчин. В средние века считалось очень изысканным пригласить юдзё высокого класса для почётного гостя – это могла быть как девушка, так и юноша, или оба сразу. Более того, общество юноши стоило намного дороже.
Гэйся в наше время
После Второй мировой войны проституцию запретили, да и развлечения стали более разнообразными, а многие гэйся хотели иметь свою семью или же менять профессию. Поэтому дома «окия» стали разоряться. Сейчас какое-то количество подобных домов ещё осталось, но в большинстве регионов, если гэйся и есть, то принадлежат компаниям, в которые объединились бывшие «окия».
В настоящее время в среде японского топ-менеджмента иногда приглашают гэйся для развлечения во время деловых ужинов с партнёрами. Но эта практика не так уж сильно распространена: это очень дорого, и в моду вошли разнообразные виды активного корпоративного отдыха и тимбилдинга.
Читайте наши статьи на Дзен