Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-06-20 22:46:29
Ярослав Бутаков

Два Димитрия, сыновья Ивана Грозного: полные биографические совпадения

В октябре 1552 года у московского царя Ивана IV родился сын Дмитрий. Однако царскому первенцу была суждена недолгая жизнь. Уже в следующем году царь, вопреки совету старца Максима Грека, взял своего сына в поездку на богомолье, где с младенцем случился несчастный случай: он вывалился из лодки в воду и утонул.

В 1591 году в Угличе при невыясненных до сих пор обстоятельствах трагически погиб последний сын Ивана Грозного. Его тоже звали Дмитрием. Его именем назвались потом три самозваных претендента на царский престол в Смутное время.

Родились в один день

На первый взгляд, в биографиях обоих царевичей нет никаких параллелей. Один прожил меньше года, другой погиб в 8 лет. Один был рождён от царицы Анастасии Захарьиной-Юрьевой, первой жены царя, другой – от Марии Нагой, последней (седьмой, по некоторым подсчётам, и невенчанной) супруги Ивана Грозного. Первый практически не оставил следа в русских летописях, второй – благодаря своей, по-видимому насильственной, кончине был прославлен церковью как святой мученик. В Архангельском соборе Московского Кремля имеются погребения обоих.

 

Однако есть и удивительные совпадения в биографиях того и другого. Начнём с того, что оба, всё-таки, умерли, согласно летописям, в детстве и в результате несчастных случаев. Что поразительно: дни рождения обоих приходятся на один и тот же день или почти на один и тот же. Во всяком случае, крестили их в один и тот же день 26 октября – в праздник святого Дмитрия Солунского, по имени которого их и назвали. Кроме того, у русских царских и княжеских детей в те времена было по два имени. Первое – это прямое имя, по одному из святых, чья память праздновалась в тот день, в который ребёнок родился. Так вот, оба Дмитрия носили прямое имя Уар, а значит, родились 19 октября (или были «посвящены Богу» в этот день, то есть через восемь дней после рождения, которое пришлось, таким образом, на 11 или 12 октября). Только с разницей в 30 лет.

О дне рождения и прямом имени первого из двух Дмитриев прямых свидетельств в источниках нет. Сохранилась, однако, роспись стены Архангельского собора над его погребением. На ней изображены сцены из жития святого Уара. Из чего историки делают вывод, что прямым именем царевича было Уар. И значит, он был двойным тёзкой святого Дмитрия Угличского. Но совпадения ли это?

Дмитрий – один, и он же – Лжедмитрий II

Нынешний историк Дмитрий Левчик, автор книги «Настоящая история Смуты: русская Столетняя война середины XVI – середины XVII вв.» (2022), предполагает, что не было двух царевичей с одинаковыми именами, а что это было одно и то же лицо, причём прожившее в действительности очень долго! Первый сын Ивана Грозного не погиб во младенчестве, а долгое время правил уделом в Угличе!

«Исторические источники путаются и не знают место и причины гибели годовалого царевича Дмитрия в 1553 году во время царского богомолья. Минимум три места гибели называют и минимум две причины. Очень странно. Еще страннее обстоит дело с телом покойного царевича. Часть источников говорит, что тело не нашли, а другая (и вслед за ней большинство историков), что тело нашли и похоронили несчастного царевича в Архангельском соборе в ногах его деда, Василия Третьего. Достоверной информации о судьбе царевича и его тела нет. При этом некоторые бояре ему присягнули, и он стал фактически царем, соправителем Ивана…

При этом нигде в источниках вы не найдете информации об освобождении бояр от клятвы Дмитрию. А таковое освобождение от клятвы автоматическим быть не может. Ибо клятвопреступление — грех. Значит, клятва не снята. Напоминаю, что, по мнению большинства историков, крестильное имя царевича Дмитрия Уяр. Такое же имя будет и у сына Ивана Грозного и Марии Нагой. При этом никаких данных ни в летописях, ни в каком-либо ином документе о крестильном имени царевича Уяр не было…
Итак, княжеские имена царевичей совпадают. И дни рождения тоже совпадают. Удивительно! Два царевича с одинаковыми именами царскими, с одинаковыми именами крестильными и одинаковым днем рождения 11 октября [или 19 октября, см. выше – Я.Б.]! За пределами разумного! Не проще ли предположить, что царевич Дмитрий, сын Грозного и Анастасии Романовой, которому присягнули бояре в 1553 году и Дмитрий, сын Марии Нагой и Ивана Грозного — одно лицо. И что этот Дмитрий был отправлен в 1553 году в Углич и там правил до 1591 года, когда и был убит. И не в восьмилетнем возрасте, а в тридцатидевятилетнем. И Мария Нагая, скорее всего, была не его мать, а жена».

Добавим ещё, что в источниках различаются и даты смерти первого Дмитрия. По летописям, он умер в 1553 году, а на надгробной плите выбита совсем другая дата – 6 июня 1554 года.

Здесь уместно заметить, что цитируемая книга претендует на ревизию многих хрестоматийных страниц нашей истории. В частности, в дальнейшем её автор развивает концепцию, что царевич Дмитрий не был убит в Угличе, и что он и летописный Лжедмитрий II – одно и то же лицо! Не станем сами этим заниматься. Однако, согласитесь, здесь есть над чем подумать.

Третий претендент на сходство

Упомянем ещё одно странное совпадение. Русские летописи знают ещё одного царевича Дмитрия Ивановича, соправителя государя. Он был сыном единственного сына Ивана III от его первой жены, тверской княжны Марии – тоже Ивана. Он родился в 1483 году. В 1490 году Иван Иванович умер. А в 1498 году Иван III решил венчать своего внука Мономаховой шапкой на престол Московского государства и сделать его наследником трона и своим соправителем при жизни. Правда, уже через год дед лишил внука прав на наследование, а потом посадил под стражу. Через четыре года после смерти Ивана III наследовавший ему старший сын от второй жены Василий III убил в темнице своего племянника и соперника. Так вот, что любопытно: день рождения этого Дмитрия Ивановича тоже почти совпадает с днём рождения двух позднейших царевичей – 10 октября!

Для любителей альтернативной истории здесь богатейший кладезь реконструкций. Однако оставим им это развлечение. Тем не менее признаем: есть повод критически переосмыслить имеющиеся источники и поразмышлять над тем, что какие-то детали биографий разных царевичей могли стереться из памяти потомства и быть переписаны просто в силу одинаковых имён и сходства других биографических подробностей.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: