Александр III: почему этот российский император перестал бриться
Отношение власти и общества к таким безусловным атрибутам мужественности, как усы и борода, менялось от эпохи к эпохе. Например, российские императоры, начиная с Петра I, регулярно брились. А вот Александр III не стал следовать этой традиции. Борода монарха, между прочим, служила для демонстрации его социально-политических взглядов.
Борода и политика
Не секрет, что растительность на лице испокон веков свидетельствовала о сословной, религиозной и политической принадлежности человека. Причем, бородатые мужчины порой сталкивались с настоящими репрессиями. Об этом кандидат исторических наук Андрей Ильин написал в статье «Между нацией и гендером: история бороды в Западной Европе и России в 1830-1880-х годах», которая вышла в «Вестнике Балтийского федерального университета» (№ 3 за 2016 г.).
По словам исследователя, всю первую половину XIX в. и в Западной Европе, и в России растительность на лице часто свидетельствовала о революционно-либеральных взглядах человека. Поэтому в 1837 г. Николай I своими указами запретил носить бороды и усы всем чиновникам и придворным. Подобные ограничения существовали и у военных.
Но уже в середине позапрошлого столетия отношение к бороде начало меняться. Еще во время Крымской войны 1853-1856 гг. офицерам, служившим в ополчении, перестали вменять в вину растительность на лице, ведь у них практически не было возможности следить за собой. Кроме того, борода внешне сближала военных с простым народом, что демонстрировало единство русской нации, позволяя преодолевать укоренившееся в обществе сословное противопоставление бритых дворян и бородатых крестьян. А набиравшее силу общественное движение славянофилов, по сути, поставило знак равенства между ношением бороды и возвращением к истокам истинной народности.
К концу XIX в. растительность на лице перестала восприниматься как неотъемлемая часть образа оппозиционера-либерала. Теперь окладистая борода демонстрировала, скорее, консерватизм своего обладателя и его приверженность традиционным ценностям. Подобная респектабельность постепенно вошла в моду. Вот и Александр III Александрович, правление которого началось в марте 1881 г., как и многие его подданные, не пользовался бритвой.
Такое воспитание
Вообще, носить бороду или нет – личный выбор каждого мужчины. Но некоторые исследователи полагают, что внешний вид русского самодержца стал прямым следствием воспитания, которое он получил в юности. Об этом, в частности, говорится в книге известного писателя-биографа Олега Михайлова «Александр III: Забытый император» (М., 2008 г.).
У царского сына было два основных воспитателя. Первый – генерал-адъютант В. А. Перовский – участник Бородинской битвы и многих других сражений, настоящий патриот России. Второй – профессор Московского университета А. И. Чивилев – известный экономист, критик утопического социализма и сторонник традиционалистского подхода к развитию народного хозяйства. Оба воспитателя оказали заметное влияние на социально-политические взгляды Александра III.
По мнению О. Н. Михайлова, любовь ко всему исконно русскому в будущем самодержце породили и другие профессора, которых приглашали в царские покои для занятий с юношей. А его довольно частые путешествия по России укрепили чувство сопричастности Александра III с людьми, которыми ему предстояло править.
Можно предположить, что представитель монаршей семьи начал носить бороду, желая подчеркнуть свою любовь к русскому народу и родной стране.
Дань моде
Доктор исторических наук Игорь Зимин в книге «Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX – начало XX в.» (М., 2010 г.) отметил, что Александр III еще будучи цесаревичем всегда подчеркивал свою связь с русским народом. И в этом не усматривалось никакой наигранности, несмотря на преимущественно немецкое происхождение наследника престола.
«Это была органически присущая ему черта, которая выражалась и в использовании русского языка в светском обществе, и в его одежде, художественных симпатиях, и в самом внешнем облике», – считает И. В. Зимин.
Но не стоит сбрасывать со счетов, что во второй половине XIX в. среди представителей отечественной элиты возникла настоящая мода на усы и бороды. Наследник престола перестал бриться во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. И хотя это противоречило устоявшейся со времен Петра I традиции, но все же, отвечало веяниям времени и патриотическому настрою российской общественности.
К тому же, как писали многие современники, борода явно шла цесаревичу, она была ему к лицу. Этот крупный, высокий мужчина смотрелся весьма органично с окладистой бородой.
Несогласие с Петром I
Трагическая гибель отца – императора Александра II – от рук революционеров-народовольцев, случившаяся в начале 1881 г., не могла не оказать сильного влияния на взгляды нового монарха. Воспитанный в духе любви к России, Александр III решил, что главная угроза нашей стране с ее многовековыми устоями исходит с Запада, который воспринимался русским самодержцем как настоящий рассадник левых и радикальных идей.
Александр III был в корне не согласен со взглядами императора Петра I, который в свое время сознательно и планомерно европеизировал Россию. Вероятно, в пику государю-реформатору, который помимо всего прочего заставлял своих придворных и чиновников сбривать бороды, Александр III ее, напротив, носил. И это было его своеобразным манифестом.
По мнению многих исследователей, российский император, правивший в конце XIX в., словно хотел вернуть общественное сознание к истокам допетровской матушки-Руси, подражая своим внешним обликом московским царям.
Государь-консерватор
В государственной политике Александр III во многом опирался на идеологию консерватизма, которая была основана на теории официальной народности, разработанной президентом Императорской Академии наук С. С. Уваровым. Такой вывод сделал доктор исторических наук Евгений Толмачев в своей книге «Александр III и его время» (М., 2007 г.).
Тремя базовыми элементами российского консерватизма всегда являлись самодержавие, православие и народность. Идеологи этого направления общественно-научной мысли считали, что монархия исторически полностью соответствует духу нашей страны, а смыслом самого существования русского народа является беззаветная преданность и любовь к самодержцу, подкрепленная православной верой.
Главным идеологом своеобразных контрреформ, проводившихся при Александре III, был обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев. Помимо него на политику государя-консерватора заметное влияние оказывали такие общественные и государственные деятели как публицист М. Н. Катков, министр внутренних дел Д. А. Толстой и писатель В. П. Мещерский.
То есть, народность Александра III, выражавшаяся в его внешнем облике, была поддержана его ближайшими сановниками и советниками, а также мыслителями, на чье мнение опирался государь-консерватор.