«Фантазия параноика»: самые странные американские фильмы про СССР
«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Этот тезис Владимира Ленина взяли на вооружения западные пропагандисты, которые создали на экране весьма свирепый образ СССР.
«Красный рассвет» (Red Dawn)
Добрым американским утром, где-то в Колорадо, американские школьники заметили, как на их спортивную площадку приземляются советские десантники. Так началась советская оккупация США. Школьники оказались не из робкого десятка: они объединяются с отрядом «Росомахи» и начинают против оккупантов беспощадную партизанскую войну.
Фильм появился в прокате в 1984 году, в кульминационный момент «холодной войны». В этом же году Книга рекордов Гиннеса отметила «Красный закат» как фильм с самым большим количеством сцен насилия. По этой причине, а также из-за примитивности сценария, картину не допустили к показу во многих крупных городах Западной Германии. Кстати, в «Красном рассвете» в главных ролях сыграли две будущие звезды Голливуда – Чарли Шин и Патрик Суэйзи.
Вторжение в США (Invasion USA)
Здесь в главной роли сыграл «техасский рейнджер» Чак Норрис, который вступает в неравную схватку с советскими и кубинскими диверсантами, которые высадились в США, чтобы «взорвать страну изнутри». Собственно, им это удается: советские боевики совершают в мирным мегаполисах США ряд террористических актов, расстреливают невинных граждан на улицах, хладнокровно убивают американских детей. Зловещие обещание главаря советских террористов Ростова «Америка скоро станет совсем другой» начинает воплощаться в жизнь. Тогда за дело берется бывший агент ЦРУ Хантер (он же Чак Норрис), который увидев Ростова по телевизору, говорит одну ключевую фразу: «Время умирать». В финале «Вторжения в США» зритель видит поединок Чака Норриса и главаря террористов. У Ростова нет шансов; слишком неравны силы: в конечном итоге «техасский рейнджер» хладнокровно убивает террориста из гранатомета.
Фильм поступил в прокат в 1985 году, и заслужил весьма нелестные отзывы американской критики. Например, один из киножурналистов сравнил фильм с «фантазией параноика».
Красный скорпион (Red Scorpion)
В одной из африканских стран вспыхнула гражданская война. Руководство СССР принимает решение ввести в эту страну свои войска, а также устранить лидера повстанцев. Для выполнения этой миссии в это африканское государство направляется лучший спецагент Николай Радченко (актер Дольф Лунгрен). Но тот проваливает задание, а затем, увидев, какие зверства чинят советские солдаты, и вовсе уходить жить в одно из местных племен. Африканцы делают ему татуировку в виде красного скорпиона, и Николай начинает войну против своих – за справедливость. Благодаря ему повстанцы побеждают.
В США фильм прошел незаметным: на дворе был уже 1988 год, “плохие русские” уже выходили из моды. Зато фильм стал “культовым” в позднем СССР: правда, показывали его не в кинотеатрах, а так называемых видеосалонах.
«Зверь войны». (The Beast of War)
Фильм того же 1988 года с очень похожим сюжетом. В окружении моджахедов попал советский танк в Афганистане. Советские солдаты также чинят зверства по отношению к местному населению, а один танкист не выдерживает этого и переходит на сторону к добрым «душманам».
Рэмбо. Первая кровь II (Rambo: First Blood Part II)
Неутомимый Рэмбо спасает американских пленных из вьетнамского лагеря, охотится за советскими десантниками в джунглях и подбивает советский вертолет.
Этот фильм также стал «культовым» в советских видеосалонах в конце 1980-х. Но и в США — американцы увидели его в 1985 году — он не прошел незамеченным. С одной стороны «Рэмбо II» номинировался на «Оскар» в категории «Спецэффекты», с другой – получил три номинации премии «Золотая малина» (за сомнительные достижения в области кинематографа): за худшую мужскую роль (Сильвестр Сталлоне), за худший сценарий (Джеймс Камерон) и как худший фильм года. Между тем, картина очень понравилась тогдашнему президенту Рональду Рейгану, который назвал Рэмбо символом американской армии.
Рокки IV
Здесь Сильвестр Сталлоне противостоит Советскому Союзу в образе боксера Рокки. Противник у него очень серьезный: советский боксер Иван Драго (он же Дольф Лунгрен), сила удара которого достигает одной тонны. Терминатор СССР убивает на ринге Аполло Крида, друга Рокки, и последнему ничего не остается, как бросить Драго вызов. Бой состоялся в Москве. На матч, в Главный Спортивный Дворец СССР, пришли советские граждане в шапках-ушанках и в шубах. Однако их поддержка не помогла Ивану: Рокки применил новую технику и победил.
Фильм также номинировался в 1985 году на премию «Золотая малина» как худший фильм, но «проиграл» в вышедшему в том же году «Рэмбо II».
Пригнись и накройся (Duck and Cover)
Этот фильм был снят на самой заре «холодной войны», в 1952 году, и носил «образовательный» характер. Картина была рассчитана на детей (в ней даже присутствовала мультипликация) и давала общую информацию, как спасаться при ядерной атаке СССР. Рецепты спасения были весьма своеобразными: забраться под парту и накрыть голову газетой. Однако это и не входило в главные задачи «Пригнись и накройся». Главная же задача была продемонстрировать американским школьникам источник угрозы – Советский Союз. Учитывая тот факт, что в период 1950-е – 1980-е годы, фильм демонстрировался во всех школах США, то свою основную миссию он выполнил.
Читайте наши статьи на Дзен