Борис Лисаневич: почему русского эмигранта называли «второй достопримечательностью Непала»
Имя эмигранта Бориса Лисаневича мало известно в России, но в далёком Катманду это культовая личность. В 1959 году американский журнал Life назвал Лисаневича «второй достопримечательностью в Непале после Эвереста». А лично знавшая его писательница Агата Кристи охарактеризовала своего друга как «главного авантюриста XX века». В этих оценках есть преувеличение, но фактически именно Борис Лисаневич открыл загадочный Непал для туристов и альпинистов со всего мира.
Из кадетов в балет
Борис Лисаневич был уроженцем Одессы. Его предки происходили из военной элиты Российской империи, а прадед, генерал-лейтенант Григорий Лисаневич, храбро сражался в Отечественной войне 1812 года. Сам Борис поступил в кадетский корпус. По молодости лет ему не довелось участвовать в Гражданской войне. Вместо этого, вопреки военным корням, юноша занялся балетом. В труппу Одесского театра Лисаневича устроила его родственница Вера Гамсахурдия, чтобы спасти его от «красного террора»..
В 1924 году 19-летний одессит заключил контракт с парижским театром «Альгамбра» и таким способом сумел эмигрировать. Отработав положенный срок в «Альгамбре», Лисаневич присоединился к знаменитой труппе Сергея Дягилева. После смерти Дягилева он стал танцевать в различных антрепризах по всему миру.
«Бывший артист Дягилевской труппы Борис Лисаневич с супругой (по сцене Кира Щербачева) уже более года продолжают с успехом свои выступления в экзотических странах, – описывала турне артиста парижская газета «Возрождение» 1934 году. – Из Бомбея они по окончании контракта были приглашены в Коломбо, затем были на островах и сейчас выступают на Яве, где одновременно изучают явайские танцы. По окончанию явайских гастролей артисты приглашены на два месяца в Калькутту».
«Клуб-300»
Закончив карьеру танцора, Лисаневич осел в Индии, где занялся бизнесом. Не без помощи родственников-аристократов он сумел привлечь средства спонсоров, например, директора судоходной компании Джона Уилфорда.
В 1936 году русский эмигрант учредил в Калькутте «Клуб-300». Располагаясь в мраморном особняке, клуб-ресторан быстро обрел репутацию фешенебельного заведения. Лисаневич как мог помогал соотечественникам. Шеф-поваром в «Клубе-300» стал белогвардеец Владимир Халецкий. Во время Второй мировой войны заведение облюбовали американские и английские лётчики.
Как пишет историк Александр Окороков, в сентябре 1941 года Лисаневич согласился сотрудничать с советской разведкой, которая была заинтересована в информации о посетителях «Клуба-300». В частности, по версии Окорокова, Лисаневич оказывал помощь в привлечении на сторону СССР индийского политического лидера Субхаса Чандра Боса. После переговоров Бос уже готов был вылететь в Москву, но этот визит не состоялся. Впоследствии Бос возглавил правительство прояпонских коллаборационистов «Азад Хинд» на Андаманских островах. Не исключено, что в период войны Лисаневич одновременно работал и на западные спецслужбы.
«Лучший друг короля Непала»
В своём клубе Борис Лисаневич познакомился с членами королевской семьи Непала – королём Трибхуваном и наследным принцем Махендрой. При содействии Лисаневича они встречались с индийским лидером Джавахарлалом Неру, что имело важные последствия для истории Непала. В 1951 году король Трибхуван совершил переворот, взяв в свои руки реальную власть в Непале. Оказывавший ему помощь Лисаневич в 1953 году переехал к подножию Гималаев. Сопровождала ресторатора вторая жена – датчанка Ингер Пфейфер.
В новой стране судьба Лисаневича не была безоблачной. Однажды «почётного гражданина Непала» даже посадили в тюрьму за нарушение государственного контракта по выпуску спирта. Лисаневичу пришлось писать королю «покаянное письмо».
В 1956 году Борис Лисаневич организовывал мероприятия на коронации Махендры. В Катманду был устроен масштабный банкет, во время которого русский эмигрант командовал целой «армией» из 75 поваров и 150 официантов.
С именем Лисаневича связано «открытие» Непала, который прежде являлся глухим уголком Азии. Именно уроженец Одессы, как считается, уговорил короля Махендру отказаться от политики изоляции страны и пустить в Непал первые туристические группы. Кто тогда мог предположить, что скоро в Катманду потянутся целые толпы хиппи и альпинистов, принося большие деньги в казну королевства?
В столице Непала Борис Лисаневич открыл первый пятизвёздочный Royal Hotel и гостиницу «Як и йети», излюбленную у покорителей вершин. Ещё одно наследие эмигранта – три ресторана сети Boris. Лисаневич приучал непальцев и туристов к блюдам русской кухни – бефстроганову, борщу, паштету из рябчика.
Сам Лисаневич принимал только самых почётных гостей. Он организовал встречу в Катманду в 1961 году британской королевы Елизаветы II. Принимал эмигрант в Непале и видных лиц из Советского Союза – государственного деятеля Климента Ворошилова и супружескую пару космонавтов Валентину Терешкову и Андрияна Николаева.
Кроме всего прочего Борис Лисаневич был известен как охотник на тигров и леопардов, заядлый игрок в азартные игры и… киноактёр. В 1965 году он сыграл эпизодическую роль русского профессора в фильме «Злоключения китайца в Китае» с Жаном-Полем Бельмондо. Скончался основоположник непальской «индустрии гостеприимства» в 1985 году.