Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-07-27 17:42:51
Ярослав Бутаков

Зачем Пётр Великий учредил в России инквизицию

Мало кто знает, что существовала и русская инквизиция.
Инквизицией по-латыни называется расследование (преимущественно преступлений). В таком смысле это слово часто употреблял и сам Пётр Великий. «Чтобы инквизиция была и экзекуция», — повелевал он во многих своих указах.
Но, кроме этого, им было создано и учреждение, официально называвшееся инквизицией.

Протоинквизитор и провинциал-инквизиторы

В 1721 году, в конце затянувшейся Северной войны, Пётр I задумал реализовать окончательное устройство русской церкви. Он решил навсегда отказаться от замещения патриаршего престола и сделать церковь управляемой коллегиально – как одно из правительственных ведомств (вроде коллегии иностранных дел или военной). Во главе церкви он поставил Святейший Синод из митрополитов и архиепископов.

При болезненном (но часто, к сожалению, вполне оправданном) недоверии Петра I ко всем своим подчинённым, он постарался и над церковью учредить надзор. Во главе Синода он поставил штатское лицо – обер-прокурора.
Заодно Пётр учредил тайную полицию и слежку внутри самого церковного управления. Во главе неё было поставлено лицо, названное им протоинквизитором. На эту должность царь назначил игумена Данилова монастыря Пафнутия.
Протоинквизитору подчинялись провинциал-инквизиторы – по одному в каждой епархии. Под начальством провинциал-инквизиторов находились инквизиторы помельче – в каждом городе и уезде.

Фискалы по духовному ведомству

О том, чем должна была заниматься российская святейшая инквизиция, даёт представление инструкция, составленная 23 декабря 1721 года Сенатом для протоинквизитора и подчинённых ему лиц. Они должны были наблюдать, предупреждать и наказывать:
«1. Всякие преступления указов.
2. Всякие взятки, и кражу казны, и прочее, что во вред государственному интересу быть может, какого бы оное имени не было.
3. Также и прочие дела народные, за которые нет челобитчика, например, ежели какого приезжего убьют или наследник последний в своей фамилии умрёт во младенчестве без завещания, и прочие тому подобные безгласные дела, которые не имеют о себе жалобщика.
4. Во всех тех делах фискалам надлежит только проведывать, и доносить, и при суде обличать, а самим ничем ни до кого (также и в делах, глас о себе имеющих [т.е., где есть истец по иску – Я.Б.]) отнюдь ни тайно, ни явно не касаться, так же как в письмах, так и на словах в позыве всякого чина людям бесчестных и укорительных слов отнюдь не чинить».
Отсюда ясно, что инквизиторам были поручены в духовном ведомстве те же функции, которые в гражданском управлении несли фискалы, а протоинквизитор был уподоблен обер-фискалу.

Борьба за благочестие

Согласно Духовному Регламенту 1721 года, инквизиторы, провинциал-инквизиторы и протоинквизитор должны были наблюдать за тем, как духовенство выполняет правила Духовного Регламента; достойно ли оно почитает Святейший Синод; не происходит ли симония (то есть поставление в сан за взятку); достойны ли своего сана люди, поставляемые в архимандриты и игумены. Помимо этого, инквизиторы должны были надзирать, взимается ли подать с раскольников (которую Пётр I наложил на них в двойном размере по сравнению с посещающими государственную церковь).

Не обошлось при учреждении инквизиции и без борьбы с ересями. Если среди раскольников появлялся какой-то вероучитель, то о таком надо было тотчас донести светским властям, чтобы те взяли его за караул. Но самостоятельно инквизиторы не имели права арестовывать, посылать полицию и проводить любые другие «правоохранительные» действия.
Функции петровской инквизиции дублировали аналогичные функции прокуратуры (системы фискалов) и полиции. Она себя совершенно ни в чём не оправдала. Жена Петра Великого Екатерина I, вступив на престол после его смерти, упразднила должности протоинквизитора и все подчинённые ему.

Российская инквизиция не успела проявить себя ни в одном громком деле. Но на кострах людей в России жгли. Этим занимались светские власти в рамках вверенных им полномочий.
Так, в 1739 году в Екатеринбурге была сожжена живьём, согласно букве Соборного Уложения, за отступление от православия в ислам башкирка Кисянбика (в крещении Екатерина) Байрясова. Примечательно, что приговор на мученическую казнь ей утвердил тогдашний губернатор Урала, выдающийся русский историк Василий Никитич Татищев.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: