Князь Святослав: почему о самом воинственном русском князе почти ничего не известно
Князь Святослав Игоревич – одна из самых легендарных и в то же время самых таинственных фигур истории Руси Изначальной. Имеющиеся о нём сведения весьма запутанны и оставляют место для самых неожиданных гипотез на его счёт.
В каком году он родился
Прежде всего, точно неизвестен год его рождения. Обычно указывается 942-й. Такая дата находит подтверждение в ряде летописных известий. Во-первых, в 945 году, когда Святославу исполнилось три года, дядька Свенельд посадил его на коня, что означало переход князя из-под маминой заботы на воспитание мужей. Во-вторых, после гибели его отца, князя Игоря, в войне с древлянами годом раньше, государством долгое время правила его мать, княгиня Ольга. А Святослав полностью вступил в свои права не ранее 960 года.
В первой редакции своей «Истории Российской» Василий Татищев, в согласии с известными ему списками «Повести временных лет», указывал, что Святослав родился в 942 году. В 945 году, когда Ольга решила идти на древлян, мстить за убийство мужа, она «бяше в Киеве с сыном своим детском Святославом». Но во второй редакции Татищев оказал больше доверия известиям Ростовской и Первой Новгородской («младшего извода») летописей, где годом рождения Святослава назван 920-й.
Казалось бы, как, в таком случае, Ольга могла править до того момента, когда её сыну исполнилось сорок с лишним лет? Она, выходит, была узурпаторшей? Однако против поздней даты рождения Святослава значительно больше возражений, чем против ранней.
920-й – наиболее вероятный год рождения
Есть свидетельства зарубежных историков, живших незадолго после того времени, и даже современников. А все русские летописи дошли до нас в манускриптах не ранее XIV века. Византийский император Константин VII в труде «Об управлении империей», составленном около 948-952 гг., говорит, что князь Сфендослав, сын Ингора, правил в «Немогарде» (большинство подразумевают под этим Новгород, но это необязательно). То есть в любом случае он не был при регентше-матери. Но какой мог быть толк в управлении на окраине государства от маленького мальчика? Вероятнее, что Святослав уже был взрослым мужем.
Немецкий историк Титмар Мерзебургский говорит, что Владимир Святославич, который крестил Русь, скончался в преклонных годах, а было это в 1015 году. Между тем, «Летописец Переяславля-Суздальского» прямо сообщает, что Владимир родился в 942 году. Как он в таком случае мог родиться от Святослава, если тот сам родился в этом году? С другой стороны, как Владимир мог быть стариком к 1015 году, если родился где-то в 60-х годах предыдущего столетия?
Но всё встаёт на свои места, если предположить, что в обряде посажения на коня речь идёт о внуке Игоря и Ольги – малолетнем Владимире, родившемся в 942 году. А Святослав, будучи к тому времени уже взрослым, правил самостоятельно вдалеке от Киева.
Кроме того, летопись сообщает, что Игорь был сыном Рюрика. Следовательно, он должен был родиться не позднее 880 года. И что же, до возраста 62 лет у Игоря не было сыновей? И с учётом этого 920 год как дата рождения Святослава выглядит гораздо правдоподобнее.
Наконец, византийский государственный деятель и историк Лев Диакон – единственный человек, который мог лично видеть Святослава, из тех, чьи свидетельства сохранились, подробно описывает облик «князя скифов» во время его переговоров с императором Иоанном Цимисхием. Лев говорит о бритой голове и бороде, чубе, длинных усах и серьге Святослава, об опрятности его в одежде, но ни словом не упоминает про его возраст. Между тем, если бы он был существенно младше императора, то историк наверняка не преминул бы это отметить. Иоанн Цимисхий родился в 925 году. Значит, Святослав был примерно одного с ним возраста. Дата рождения – 920 год – и тут правдоподобнее.
Святослав не бывает в Киеве
Но как быть с тем, что всё это время в Киеве правила Ольга? Зададимся другим вопросом: а почему мы считаем, что Святослав правил или должен был править именно в Киеве? Ведь летописи не сообщают внятно ни про один эпизод его деятельности, связанный с Киевом!
Давайте посмотрим на географию походов Святослава. В 964 году он побеждает вятичей, живших на Верхней Оке. В 965-м воюет с хазарами, берёт их столицу Белую Вежу, а потом идёт на Северный Кавказ и сражается с ясами (осетинами) и касогами (черкесами). Про них сообщается, что он их «много привёл в Киев на поселение», но это может быть и позднейшая вставка. В 966 году он снова сражается с вятичами, а в 967 году начинает свой поход на Дунайскую Болгарию, открывший серию его кампаний на Балканском полуострове.
При этом Святослав мечтает перенести свою столицу в Переяславец (Преславу?) на Дунае, «яко тут все блага сходятся». Меж тем «Ольга с тремя внуки… жила в Киеве и управляла дела земския». Тут уже какая-то сущая нелепица. Похоже, летописец вынужден как-то согласовывать непонятные ему известия и вставлять Ольгу и Киев то туда, то сюда. Между тем, всё просто, если предположить, что речь тут идёт о разных государствах.
Далее, каким-то странным путём возвращается Святослав на родину после заключения мира с греками. Вместо того, чтобы идти короткой и безопасной сухой дорогой прямо на Киев, он зачем-то плывёт Чёрным морем к устью Днепра, где его подстерегает печенежский хан. Цель возвращения – явно не Киев. Наконец, Лев Диакон называет народ Святослава скифами.
Предводитель русской дружины на службе у хазар?
Итак, вся политическая активность Святослава протекает к югу и юго-востоку от Руси. А что же, в других направлениях у Руси не было никаких проблем с подвластными и окрестными народами? При этом вектора всех походов Святослава расходятся как бы из одного центра, лежащего где-то в Северном Приазовье. Его враги были историческими противниками Хазарии. Вятичи были данниками хазар, ясы и касоги тоже, с Византией хазары часто воевали. Да и Киев, по некоторым известиям, был основан хазарами, так что выражение, что он привёл много пленных осетин и черкесов на поселение в Киев, может иметь иной смысл, чем обычно считают.
Известие о взятии Святославом Белой Вежи может отражать реальный захват им власти в Хазарском каганате, после чего он попытался привести к покорности прежних данников каганата. Нет никаких доказательств, что «Немогард» это Новгород, тем более, что для середины Х века существование Новгорода сомнительно по данным археологии. Может быть, это Тмутаракань или другая фактория русов на юге? И, может быть, отложившись от Хазарии, Святослав просто хотел создать своё государство в Северном Причерноморье от Балкан до Кавказа?
Обратим ещё внимание на то, что Святослав – первый русский князь, носящий славянское имя. И большинство его сыновей зовутся уже на славянский лад – Ярополк, Владимир. Связан ли он генетически с прежними правителями Руси, носившими скандинавские имена – Рюриком, Олегом, Игорем, Ольгой? Правомерные вопросы, на которые пока нет ответов.