Дмитрий Завалишин: как декабрист планировал присоединить Калифорнию к России
В идеологии декабристов причудливым образом сочетались идеи внутренних реформ и внешнеполитической экспансии. Смелый проект русской колонизации Калифорнии предложил в 1824 году морской офицер Дмитрий Завалишин, друг Кондратия Рылеева. По словам американского историка Анатоля Грегори Мазура, Завалишин «мечтал о российско-американской империи».
Лейтенант-«колонизатор»
В декабре 1823 года берегов Калифорнии достиг русский фрегат «Крейсер». Среди тех, кто сошёл на берег в Форт Россе, был 20-летний дворянин Дмитрий Завалишин, лейтенант флота и будущий декабрист. К нему отнеслись с огромным почтением – как-никак, его отец, генерал-майор Иринарх Завалишин, был близким соратником самого Суворова.
Быстро ознакомившись с делами Российско-американской компании в её южном владении, наследник генерала взгрустнул: размах не тот! И тут же предложил руководству компании расширить влияние на территорию, называемую Новым Альбионом. Границы будущей российской колонии Завалишин представлял так: «к северу границу Соединённых Штатов Америки, признаваемую по параллели 42 северной широты; к югу залив Святого Франциска; к востоку реку Сакраменто, впадающую в залив Сан-Франциска».
Таким образом, во владении РАК оказалась бы территория площадью 68 тысяч кв км, то есть одну шестая часть современного штата Калифорния. В дальнейшем Завалишин планировал продвинуться и до Скалистых гор. На равнинах Калифорнии, как он считал, заниматься сельским хозяйством гораздо выгодней, чем в прибрежном Форт Россе.
Заговор в Калифорнии
Внешняя ситуация, по мысли Завалишина, тоже вполне благоприятствовала экспансии. В Мексике после расстрела в 1822 году императора Августина I несколько лет царил хаос – республиканцы воевали со сторонниками возврата под крыло Испании. Провинциальная элита Калифорнии занимала выжидательную позицию, не поддерживая открыто ни одну из сторон.
За 79 дней своего пребывания в Новом Свете Завалишин успел «прощупать почву», вступив в переговоры с католическими монахами-миссионерами, занимавшими происпанскую позицию. Одним из них был Иосиф Альтимира, настоятель миссии св. Франциска. Чтобы придать себе вес, русский лейтенант представился монахам как «магистр» влиятельного «Ордена восстановления» – придуманной им «общехристианской» организации.
Свои беседы с «калифорнийскими испанцами» Завалишин упоминал в статье «Дело о колонии Росс», вышедшей в 1866 году. Он был уверен, что отстаивая принадлежность территории, его собеседники просто хотели «выговорить себе повыгоднее условия». Россия, по мнению Завалишина, имела больше прав на Калифорнию, чем Испания и Мексика, уже хотя бы в силу дружественного отношения местных индейцев.
На противоположной стороне конфликта авантюрист попытался заинтересовать мексиканского губернатора провинции Калифорния Луиса Антонио Аргуэльо. Когда это не удалось, Завалишин решил сместить правителя. И, что самое интересное, заговор не был чистой фантазией. С помощью Иосифа Альтимиры Завалишин склонил на свою сторону троих из четырёх членов совещательной хунты (junta по-испански означает «собрание»). На место губернатора он рассчитывал поставить члена хунты Хосе Антонио де ла Герра-и-Нориега, коменданта Санта-Барбары, симпатизировавшего Испании. Завалишин лично написал Нориеге несколько писем. Неизвестно, чем закончилось бы предприятие, если бы лейтенант не был вынужден покинуть Америку.
Судьба проекта
Завалишина вызвал к себе император Александр I, заинтересованный запиской «Об «Ордене восстановления». Идея колонизировать Калифорнию силами тайной организации показалась царю неудачной. Но, находясь в Санкт-Петербурге, Завалишин не оставлял планов калифорнийской экспансии и даже нашёл в этом поддержку у известного государственного деятеля-либерала графа Николая Мордвинова. Соглашался с идеями юного лейтенанта и сенатор Пётр Полетика, бывший посол России в Соединённых Штатах.
Однако вскоре грянуло восстание декабристов. Несмотря на то, что Завалишин не участвовал в мятеже и не входил в тайные общества, его подвело тесное общение с одним из лидеров заговорщиков Кондратием Рылеевым, который был начальником канцелярии Главного правления Российско-американской компании. Во время следствия Завалишин написал Николаю I о необходимости заселения Калифорнии русскими.
«Приобретение её гаваней и дешевизна содержания позволяли содержать там наблюдательный флот, который доставил бы России владычество над Тихим океаном и китайскою торговлей, упрочило бы владение другими колониями, ограничило бы влияние Соединённых Штатов и Англии», – уверял декабрист царя.
Примечательно, что первоначальные предложения Завалишина руководство РАК в те же дни сожгло «от греха подальше».
Далее генеральского сына ждала каторга и ссылка в Сибирь. В Москву Завалишин смог вернуться только после амнистии в 1863 году. Однако идей своих он не оставил. Даже накануне продажи Аляски декабрист критиковал правительство за «нерешительность», проявленную при признании прав иностранцев на Калифорнию.
Читайте наши статьи на Дзен