Лама Даши-Доржо Итигэлов: почему тело «бессмертного» бурятского святого постепенно молодеет
К чудесам в наше время принято относиться скептически. Но иногда бывают случаи, когда наука не в сила объяснить какое-нибудь необычное явление. Так случилось и с буддийским монахом Хамбо Ламой Даши-Доржо Итигэловым. Погрузившийся в медитацию в 1927 году, Хамбо Лама до сих пор сохраняет вид живого человека и его тело непрерывно меняется.
Религиозный деятель
Пандито Хамбо Лама XII Даши-Доржо Итигэлов прожил 75 лет. В 1911-1917 гг. он возглавлял буддистскую общину Восточной Сибири. Жизнь этого незаурядного человека была непростой, насыщенной событиями. Он занимался не только религиозной деятельностью, буряты чтят своего духовного лидера еще и как известного ученого, просветителя, целителя.
Историк Артем Федотов и врач высшей категории Ирина Лаврецкая совместно написали статью «Бурятское чудо или загадочный феномен Итигелова», которая вышла в журнале «Проблемы науки» (№ 4 за 2018 г.). Авторы отметили, что Хамбо Лама XII оставил более 50 трудов по буддийской философии, фундаментальную работу по фармакологии «Жор» и духовное завещание.
Д.-Д. Итигэлов, как уверяют его последователи, обладал магическими способностями. Он читал мысли, предвидел события, исцелял людей. А 15 июня 1927 г. этот человек созвал своих учеников и объявил, что покидает наш мир. Духовный лидер сел в позу лотоса и стал читать молитву, погружаясь в состояние медитации. Постепенно он перестал подавать признаки жизни, а на седьмой день голова религиозного деятеля склонилась. Ученики поняли, что сознание их наставника перешло в Нирвану.
Хамбо Лама XII был погребен в позе лотоса, для него подготовили специальный деревянный короб. В своем духовном завещании Д.-Д. Итигэлов попросил последователей проверить его тело через 30 и 75 лет после похорон. Однако буддийские монахи проводили эксгумацию в 1955 и 1973 гг. Отметив, что тело святого не разлагается, они провели религиозные обряды и поменяли истлевшую одежду.
Спустя 75 лет
В 2002 г. истек срок, объявленный самим Д.-Д. Итигэловым. И его останки были эксгумированы уже в третий раз. Об этом доктор исторических наук Галина Ершова написала в статье «Духовный подвиг в истории буддизма России», опубликованной в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» (том 63, № 4 за 2018 г.).
Исследовательница отметила, что люди, вскрывшие захоронение, почувствовали приятный запах. Они также были удивлены: тело, пролежавшее в земле 75 лет, выглядело «как если бы это был живой человек».
С тех пор нетленные останки Хамбо Ламы находятся в Иволгинском дацане – буддийском монастыре, что расположен в 35 км от Улан-Удэ. Тысячи паломников приходят со своими просьбами к святому, который сидит в позе лотоса в специальном стеклянном кубе.
С 2002 г. многие ученые проводили исследования в Иволгинском дацане. И все они с удивлением признают: суставы тела не потеряли своей гибкости, кожа мягкая и теплая на ощупь, органика тканей соответствует живому человеку. К тому же, нет ни намека на бальзамирование останков, что хоть как-то могло объяснить отсутствие трупного запаха. Глаза, волосы, брови, ресницы, зубы – все это прекрасно сохранилось.
Ученые признают, что современная наука не в состоянии объяснить феномен Д.-Д. Итигэлова.
Оживает или умирает
Известный востоковед, доктор исторических наук Наталия Жуковская посвятила бурятскому святому статью «»Феномен Итигэлова»: версии религиозные, научные, антинаучные и другие», которая вошла в книгу «О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969-2011» (М., 2013 г.). Исследовательница рассказала, что посетила Иволгинский дацан в 2005 г. И тогда в беседе с местным ламой узнала, что нетленные останки… потеют. Поэтому монахам приходится ежемесячно переодевать святого.
Действительно, многие ученые признают: тело Д.-Д. Итигэлова довольно быстро меняется. У него растут ногти и волосы, а при повышении температуры воздуха на коже проступает пот. Через два года после эксгумации исследователи заметили, что ткани нетленных останков стали гораздо более упругими, а вес тела уменьшился на 15 кг, что объясняется значительной потерей влаги. Ученые считают, что перечисленные изменения свидетельствуют о начале процесса мумификации останков.
А директор института Пандито Хамбо Ламы Итигэлова Янжима Васильева, внучатая племянница бурятского святого, придерживается противоположной точки зрения. В интервью «Комсомольской правде» она рассказала, что ее родственник постепенно возвращается к жизни. Статья под заголовком «У нетленного ламы чернеют волосы и повышается температура тела» вышла 24 ноября 2011 г.
«Сегодня ученые отмечают, что Хамбо Лама Итигэлов стал еще живее. У него почернели волосы. Доказательство тому съемка 2002 года, на которой видно, что его волосы были наполовину седые», – подчеркнула Я.Д. Васильева.
Кроме того, температура тела Д.-Д. Итигэлова поднимается с обычных 22°С до 34°С. И происходит это в те дни, когда к нему со своими просьбами приходит много людей. А это значит – Хамбо Лама реагирует на встречи с паломниками.
Объяснение чуда
Вообще, феномен нетленных мощей известен в разных странах. Некоторые монахи, жившие на Тибете, покидали этот мир, уходя в глубокую медитацию, близкую к анабиозу. Так поступали и последователи йоги. А их тела постепенно мумифицировались.
Данной теме посвящена статья «О погребении и меморизации бурятских буддийских священнослужителей», которую совместно написали доктор исторических наук Сэсэгма Жамбалова и преподаватель Хуртэйской средней школы Арюна Суворова. Их работа вышла в журнале «Ученые записки ЗабГУ» (№ 2 за 2015 г.). В ней исследовательницы рассказали, как бурятские религиозные деятели объясняют феномен Д.-Д. Итигэлова.
Как выяснилось, местные ламы считают, что их именитый предшественник, будучи великим учителем, сумел в какой-то степени обойти смерть. Он осознанно замедлил все процессы жизнедеятельности, перейдя в особое состояние, которое называется самадхи.
Правда, данный способ ухода от земных тягот требует длительной подготовки, абсолютной отрешенности от мирских дел, полного самоконтроля и поразительной силы воли. При этом сознание Посвященного покидает наш мир, а его тело не разлагается, поскольку на тонком плане сохраняет таинственную связь с духом человека.
Многие люди верят, что Д.-Д. Итигэлов может однажды вернуться к живым, выйдя из состояния самадхи. Считается, что бурятский святой постиг великую реальность Пустоты. Этим и объясняется его феномен.
А вот Пандито Хамбо Лама Д.Б. Аюшеев, нынешний глава российских буддистов, предполагает, что стихия земли в течение 75 лет сохраняла тело Д.-Д. Итигэлова нетленным, поскольку незадолго до смерти он совершил ритуал вложения пяти священных сосудов для духов – хозяев местности, заручившись их поддержкой.
Читайте наши статьи на Дзен