«Весь мир удивится»»: что России предрекал старец Феофан Полтавский
Известный богослов начала XX века, духовник императорской семьи Феофан Полтавский обладал даром предвидения. В своих письмах он говорил о том, что случится в Россией в будущем.
Феофан в Санкт-Петербурге
В миру его звали Василий Дмитриевич Быстров; он родился в семье священника 31 декабря 1873 года по старому стилю в селе Подмошье недалеко от Новгорода. Отчасти по призванию, а отчасти по бедности его с юных лет отдали в училище при Александро-Невской Лавре, а после он окончил Духовную семинарию и академию в городе Санкт-Петербурге. После окончания учебы он остался работать на кафедре истории в академии. Был лично знаком с Иоанном Кронштадтским, совместно с которым совершал Литургии.
В академии Феофан проработал почти 20 лет, пройдя путь от учащегося до ректора. Занимался наукой, наставлял учащихся и по свидетельству коллег был настоящим аскетом. Часто уезжал на Валаам – молиться или в скит Троице-Сергиевой Лавры, где встречался с известными в те годы старцами – Исидором и Варнавой.
Через три года принял монашеский постриг с именем Феофан и в 1898 году году стал иеродиаконом, затем иеромонахом, а в начале XX века получил посох архимандрита. За богословские труды Феофан стал экстраординарным профессором и инспектором Академии, с 1905 года был духовным наставником императорской семьи и вскоре был рукоположен в епископы.
На юге России
Под предлогом нездоровья, но в основном, и из-за борьбы владыки с возрастающим влиянием Григория Распутина, в 1910 году его перевели в Крым, затем в Астрахань, а позже – в Полтаву, где царило запустение, – об этом написано в книге «Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874– 1940)», выпущенной православными монахами Калифорнии Фомой Бэттсом и Вячеславом Марченко.
По молитвам епископа Феофана храмы Полтавы вскоре наполнились верующими. Люди приходили не только помолиться Богу, но и послушать проповеди нового владыки, в которых он много говорил о грядущих испытаниях. Сам Феофан всегда подчеркивал, что пророчества – не его, но Угодников Божьих и Святых старцев. По свидетельствам очевидцев слова его, сказанные тихим, пророческим голосом, поражали верующих как удары грома. Вскоре прихожане стали замечать, что по молитвам епископа Господь дарует больным исцеление. Самого владыку описывали как доброго и ласкового с прихожанами, но сурового и строгого служителя церкви в алтаре.
Обстановка его спальни была спартанской: узкая койка с досками и множество икон, ел он мало, иногда уединялся в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре.
Во время Первой Мировой владыка отдал свой дом под госпиталь, а сам переехал в здание семинарии. Был глубоко взволнован, когда государь-император Николай II отрекся от престола; во время революционных событий стал членом поместного Собора РПЦ, а в 1920 году – членом Высшего Церковного Руководства.
В изгнании
Во время Гражданской войны владыка много потерпел от большевиков и петлюровцев – его таскали на допросы, бросали в тюрьму, откуда он был освобожден бойцами Добрармии. Через Крым был вынужден уехать в Константинополь, оттуда – в Сербию, где возглавил монастырь Петковица, но позже ушел в пустующую обитель на берегу Адриатики. Здесь святой перенес страшную болезнь, лежал при смерти и выздоровел чудом.
Позже жил в Болгарии, затем во Франции. Последние дни провел в имении полтавской помещицы Марии Васильевны Федченко в местечке Лимрэ, где оборудовал себе келью в пещере, в которой и скончался в феврале 1940 года. Похоронен он был там же, в Лимрэ, на городском кладбище и вскоре был канонизирован Русской Зарубежной Церковью.
Пророчества Феофана
Пророчества св. Феофана сохранились в письмах владыки к писательнице Елене Юрьевне Концевич, в свидетельствах православных монахов, знавших владыку лично, и в текстах лекций американского священника Серафима Роуза.
В них Феофан предсказывал России не только страшные беды XX века, но и чудо возрождения. Он пророчествовал, что территория Россия станет намного меньше, и это пророчество, как можно видеть, сбылось – после распада СССР территория России значительно уменьшилась.
«Тем не менее, – указывал Феофан Полтавский, – Россия восстанет из мертвых, и весь мир удивится». Он рассказывал о том, что русский народ своими силами восстановит в стране православие, начнет молиться и строить храмы. Однако того торжества христианского благочестия, что было, уже не достичь. Русский народ сам, своею волей, потребует себе царя, и сам Бог поставит над страной верующего монарха, который будет обладать железной волей и пламенной верой. По пророчеству Св. Феофана это будет человек из царской династии Романовых по материнской линии. Он станет еще одним царем-реформатором, отправит в монастыри отпадших от веры иерархов православной церкви и преобразит Сибирь, вернув ей процветание.
Но славное время продлится для России недолго, вскоре вслед за этими событиями начнутся события, которые описал в своем «Откровении» апостол Иоанн.
О пророчествах Св. Феофана Полтавского многие знают, благодаря его келейнику схимонаху Антонию Чернову, дожившему до падения СССР. Он не только свидетельствовал о пророчестве Святого о православном царе, но и уточнял, что восстановление православия в России вызовет ненависть во всем мире. «Враги поползут на Россию яко прузи (саранча). Тогда на Россию вооружиться весь мир».
В письме к Сергею Александровичу Нилусу, владыка указывал, что Антихрист появится «недалеко от пределов России».
Пророчества Феофана перекликаются с пророчествами афонского старца Паисия, который предрекал, что перед последними временами в России появится православный царь, начнется война с Турцией, в которой Россия победит, а Константинополь снова станет православным и будет возвращен грекам. Будет это ровно через 600 лет после взятия Царьграда турками в 1453 году.
Читайте наши статьи на Дзен