Золото гетмана Полуботка: почему главные сокровища Украины на самом деле выдумка
Золотой эпохой украинской Гетманщины в XVII-XVIII веков считается время становления местного олигархата. Богатейшие земли, масса торговых путей и политическая автономия в обмен на военную помощь казацкого сословия способствовали сказочному обогащению как самих гетманов, так и местных руководителей – полковников. Будучи при этом землевладельцами с полной экономической дееспособностью, управленцы открывали для себя множество путей законного и незаконного обогащения. Куда же девались эти богатства? Самая громкая и мистическая история, что тянется уже три столетия, связана с Павлом Леонтьевичем Полуботком.
Второй Мазепа
После предательства и опалы гетмана Мазепы, также потрясающе богатого деятеля Украины, перед Петром I встал как глобальный вопрос ликвидации гетманщины, так и более локальный – обеспечить спокойствие юго-востока до конца войны. Решением стало избрание, а по большому счету, царское назначение гетмана Скоропадского, покладистого и исполнительного. Его соперником был черниговский полковник Павел Полуботок, к тому времени уже накопивший себе солидный золотой и земельный фонд.
В 1722 году Скоропадский умирает, создается Малороссийская коллегия как первый шаг на пути ликвидации автономии, а Полуботок назначается Сенатом как «наказной гетман», исполняющий обязанности. Однако без одобрения Императора Всероссийского (Петр находился в Дербентском походе) его власть была не до конца легитимна, носила больше формальный характер, а финансами занялась коллегия. С этим амбициозный богач мириться никак не собирался, а помимо этого, он, как и Мазепа, лелеял мысль о независимой Украине, и скупал земли, леса, пруды и т.д.
Павел Леонтьевич стал собирать компромат на злоупотребления петербургских чиновников, а в 1723 году представил царю «Коломацкие статьи» с требованием вернуть вольности. Недолго думая, Петр Алексеевич обвинил Полуботка в измене и сепаратизме и заключил в тюрьму. Но вскрылся один факт – при конфискации имущества гетмана и на допросе выяснилось, что его сын Яков за несколько лет до событий передал в английский или голландский банк два бочонка с золотыми монетами под 4,5-7,5% годовых. С равной долей вероятности это могло быть как личное богатство Полуботка, так и гетманская казна, то есть, по сути, у императора украли фантастическую сумму денег.
Золотая лихорадка
Согласно показаниям гетмана, он поставил следующие условия выдачи вклада: независимость украинского государства, которому причитается 80%, и наличие прямого наследника, которому полагалось остальное. Поиски начались сразу же, но успехом не увенчались, а гетман к тому времени уже умер.
Позже в XVIII веке предпринимались еще попытки хотя бы выявить наличие такого вклада в банке Ост-Индской компании: Меньшиков и князь Григорий Потемкин-Таврический делали запросы на возврат денег, но получили только заверения, что такого вклада просто не существует. Более того, уже в середине века прямой род Полуботка пресекся, так что привлечь к делу «законных получателей» стало невозможно.
Следующий виток охоты за сокровищами пришелся на следующее столетие, когда профессор музыки Александр Рубец, считавший себя наследником гетмана, учредил съезд всей родни с целью совместными усилиями затребовать накопившиеся 800 миллионов рублей. Взбудораженное огромным ажиотажем вокруг авантюры, Черниговское жандармское управление провело расследование и внедрило в организацию Рубца агентов, и, согласно статье Александра Салтана в издании «След», опровергло факт существования вклада. Сами же авантюристы, приехавшие в 1856 году в Англию, вновь получили отказ на свои претензии.
Государственный интерес
Эпопея продолжилась уже в советские времена. В 1958 году в Инюрколлегию СССР обратилась Ольга Шеболдаева-Широчинская, якобы очередная наследница Полуботка. Она заявила, что некий англичанин обратился к ее брату и предлагал выдать небольшую долю вклада, а также что в 30-е годы во Внешторгбанк обращались английские эмиссары, обсуждавшие выплату долга (вероятно, по причине обретения независимости УССР). К делу подключился шеф КГБ Александр Шелепин и отдел контрразведки, которые, как когда-то жандармерия, не нашли подтверждений существования клада.
Наконец, в 1990 году была сделана последняя серьезная попытка разобраться в деле и вернуть колоссальные деньги на родину. В преддверии обретения независимости Украиной уже от Советского Союза, между народными депутатами Владимиром Яворивским и Романом Иванычуком произошло краткое обсуждение того, что «Банк Англии» задолжал будущему украинскому правительству уже 16 триллионов фунтов стерлингов (на что не только Украина, но и несколько Англий могли бы жить годами). С подачи Яворивского коллегия ученых-историков и экономистов во главе с Петром Тронько выехала на Туманный Альбион и вновь попыталась выяснить факт наличия и план выдачи золота, но вновь получила закономерный уже отказ и доказательства отсутствия вклада в хранилищах банка.
С течением времени, прошедшего со смерти наказного гетмана, история его наследства независимой Украине превратилась в легенду. Сомнения в реальности клада стали появляться уже с первого расследования. Возможно, Полуботок придумал это золото в качестве залога своей неприкосновенности и в надежде выйти из тюрьмы. Если же оно было реальным, то наиболее вероятно, что вклад был тайно обналичен его ближайшими родственниками и распределен внутри семьи. Так или иначе, триллионы фунтов доселе не пополнили ни российскую, ни украинскую казну.
Читайте наши статьи на Дзен