Вера Мухина: какая трагедия произошла с автором «Рабочего и колхозницы» в 1912 году
В творчестве скульптора-монументалиста Веры Мухиной женские образы, как правило, были несколько тяжеловесны, подобно крестьянке в композиции «Рабочий и колхозница». Подобным типом внешности отличалась и сама Вера Мухина – классическая «сильная женщина» сталинской эпохи. Лишь самые близкие люди знали, что лицо Мухиной – результат «скульптурной» работы пластического хирурга.
Роковое катание
Вера Мухина родилась 19 июня 1889 года в Риге, административном центре Лифляндской губернии. Её отец, богатый купец Игнатий Мухин, унаследовал давний семейный бизнес по торговле зерном, смолой, коноплей и пенькой, а кроме того, был известен как благотворитель и изобретатель. Он умер в 1903 году. Мать Веры, происходившая из семьи немецкого аптекаря Мюде, скончалась ещё раньше, в 1891 году, от туберкулеза. Веру и её сестру Марию взяли «под крыло» жившие в Курске братья отца, не менее состоятельные, чем он.
В 1912 году с 22-летней Верой Мухиной стряслось ещё одно несчастье. 2 января она каталась на санях в имении родственников Кочаны, под Смоленском. На крутом спуске со снежной горы сани врезались в ствол дерева. Полулежавшая в санях Вера сильно пострадала. Её миловидное лицо с одной стороны оказалось разбито в кровавое месиво, верхняя губа защемилась между зубами.
«Глаза залило кровью, мне показалось, что треснул череп. Я провела рукой по лбу и лицу. Рука не нащупала носа. Нос был оторван», – вспоминала Мухина.
В больнице в Смоленске девушка провела 18 дней, за это время врачи наложили ей девять швов. Родственники долго не позволяли пострадавшей смотреть в зеркало. Лицо Веры так и осталось бы изуродовано шрамами, если бы не деньги родственников. Для дальнейшего лечения они позволили девушке выехать в Париж. Там специалисты по пластической хирургии провели семь операций. Лицо Мухиной избавили от рубцов, но теперь оно выглядела уже не так, как до происшествия. Сама Мухина была не в восторге от своей новой внешности: черты казались ей мужскими, грубыми. Ко всему прочему, девушка, по некоторым данным, и прежде имела физический дефект – тугоухость. Всё это сильно повлияло на Мухину психологически – от её девичьей весёлости и кокетства не осталось и следа. Однако Мухина, по её словам, даже была благодарна тому, что «поранила лицо в спортивной катастрофе». Этот определило её дальнейший жизненный путь. Вера и раньше просилась во Францию, чтобы учиться искусству, но опекуны не пускали. Теперь же двери парижских студий были открыты. Вера Мухина стала учиться у скульптора Эмиля Бурделя, который, в свою очередь, был учеником знаменитого Огюста Родена. Забыв о балах и вечеринках, девушка усердно трудилась и в результате стала первоклассным скульптором.
Личная жизнь Мухиной
На сердечном фронте у Веры Мухиной всё складывалось непросто. Но дело было вовсе не в последствиях травмы. Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война отняла у Мухиной возлюбленного, с которым она познакомилась в Париже. Это был художник Александр Вертепов, социалист-революционер, убивший губернатора Одессы генерала Карангозова. Вертепов ушёл добровольцем во французскую армию и погиб на фронте.
В следующий раз Мухина влюбилась уже в Москве, где она два года проработала медсестрой в госпитале Общества русского коннозаводства. Здесь девушку встретил пришедший с войны военнослужащий Алексей Замков. Собственно, познакомились они ещё в 1914 году, поскольку Замков входил в круг подруги Мухиной Изы Бурмейстер.
Согласно романтической версии, в 1916 году Замкова привезли в госпиталь умирающим от тифа. Благодаря уходу Мухиной он быстро пошёл на поправку. Рассказывали, что в период революционных потрясений 1917 года в госпиталь попал снаряд, и Мухина потеряла сознание. Когда она очнулась, Замков признался девушке, что если бы она погибла, он бы умер вслед за ней.
Но скорее всего, история любви была более прозаической – Замков был врачом, и в госпиталь приехал по делам. Есть также предположение, что Замков лечил Мухину от заболевания крови. Так или иначе, 11 августа 1918 года они поженились. В 1920 году в браке родился сын Всеволод.
«Я выиграла Алёшу, как сто тысяч по трамвайному билету», – говорила Вера Мухина о своём муже.
Она считала, что Замков «очень красив» и сравнивала его с Наполеоном. Замков часто позировал жене, с него, она, например, лепила скульптуру Брута, убийцы Юлия Цезаря.
Муж Веры Мухиной отличался не только внешними данными, но и нетривиальным умом. Будучи выходцем из крестьянской семьи, он получил хорошее медицинское образование. А изобретённый Замковым препарат гравидан, который изготавливался из мочи беременных женщин, наделал много шуму в 1930-х годах. Врач уверял, что инъекции гравидана омолаживают и оздоровляют. Поговаривали, что «волшебным средством» лечился писатель Максим Горький и такие кремлёвские вожди, как Будённый и Орджоникидзе. Впрочем, после недолгого «бума» о гравидане все забыли. Коллеги Замкова обличали его как «шарлатана» и «знахаря».
Опасаясь за жизнь мужа, Вера Мухина поддалась на чекистскую провокацию. Агент ОГПУ Ахмед Матушев предложил ей совершить побег через Персию в Латвию, где у Мухиной оставались богатые родственники. Пару задержали в Харькове, но от серьёзных репрессий их спасло заступничество Горького. Вместе с Замковым Вера Мухина провела полтора года в ссылке в Воронеже, пока семье не разрешили вернуться в Москву. Успех «Рабочего и колхозницы» на выставке в Париже в 1937 году на короткое время возвёл Мухину и Замкова в сонм советских «небожителей». Но за этим последовала опала. Сталин был недоволен тем, что Мухина соглашалась изваять его бюст только с натуры. Институт урогравиданотерапии Замкова закрыли, а сам он в итоге стал внештатным консультантом в институте Склифосовского. Алексей Замков умер в 1942 году от инфаркта, вскоре после возвращения из эвакуации. Обожавшая мужа Вера Мухина пережила его на 11 лет. Ныне прах супругов покоится в общей могиле на Новодевичьем кладбище.
Читайте наши статьи на Дзен