Василий Манчаары: кого грабил «якутский Робин Гуд»
Басылай Манчаары, он же Василий Фёдорович Слободчиков, он же Егор Быттанин – якутский «благородный разбойник» первой половины XIX века. Манчаары стал персонажем преданий своего народа, якуты почитают его как национального героя. В честь «якутского Робина Гуда» названы республиканские состязания по этническим видам спорта. Однако в сухих протоколах уголовных дел образ Манчаары выглядит далеко не таким привлекательным, каким его изображали сказители.
Похождения Манчаары
В сборнике Георгия Эргиса «Исторические предания и рассказы якутов» говорится, что Манчаары происходил из аласа Арыылаах Нерюктяйинского наслега Восточно-Кангаласского улуса. Родился он в 1805 году. По версии предания, в раннем детстве Манчаары потерял мать, а его отец умер, когда мальчику было 10 лет. Ребёнок остался с мачехой, а также с братом и сестрой. Впрочем, в ревизской сказке 1816 года указано, что вторая жена отца – Моттоя Федорова – приходилась ему настоящей матерью. В детстве Манчаары в первый раз столкнулся с жестокостью со стороны своего дяди по отцу Василия Слободчикова по прозвищу Чоочо. Будучи богатым человеком, дядя отказался дать в долг семье три копны сена. Кроме этого, когда-то Чоочо даже пытался изнасиловать мать Манчаары.
Подросший юноша стал мстить Чоочо – он постоянно отстреливал его лошадей, портил изгороди с сеном. В итоге именно вражда с дядей к 18 годам сделала из Манчаары бродячего разбойника. С ранних лет он отличался особой удалью, силой и ловкостью.
Врагами Манчаары стали тойоны и баи – родоплеменные «феодалы» якутов. Разбойник угонял у них скот, отбирал деньги. Манчаары действовал в одиночку или вместе с набранными по случаю «удальцами». Постоянных сподручных он не имел, заново сколачивая шайку для каждого отдельного нападения.
Манчаары избивал и запугивал тойонов, для устрашения «каркая по-вороньи». Среди пострадавших от грабежей – кланы Слепцовых, Пономаревых и многие другие богатые якуты. В одном только 1833 году, когда Манчаары сбежал с Охотской каторги, он, по документальным данным, совершил 18 набегов на территории Кангаласского, Мегинского, Ботурусского и Дюпсюнского улусов. Разбойник угнал 49 голов крупного рогатого скота и сжег 240 тонн сена.
Среди бедных якутов Манчаары сделался очень популярен, так как часть денег он раздавал народу. Одно из преданий так объясняет мотивацию грабителя: «Атаманы сколько же добра накопили, обдирая бедных-обездоленных. Как бы это сделать, чтобы их богатство развеять, как на празднике ысыах в честь солнца и луны, раздать всему народу».
Состоятельные якуты были вынуждены защищаться от всадника на белом коне. Они снаряжали экспедиции для поимки Манчаары, а также строили мощные амбары с бойницами и вторым этажом – смотровой вышкой. Постройки такого типа сохранились до начала XX века.
Периодически Манчаары ловили, судили, отправляли в ссылку в Якутск, Иркутск и Нерчинск. Но разбойник всякий раз сбегал – и принимался за старое. Противостояние Манчаары с царскими жандармами закончилось тем, что в 1847 году суд вынес ему суровый приговор – приковать к стене на 10 лет. Заключённого освободили даже позже указанного срока – в 1859 году. После многих лет бездействия Манчаары ослабел и уже не мог совершать нападения. На склоне лет он жил в качестве поднадзорного поселенца в Мархинском улусе Вилюйского округа, где умер от старости 6 ноября 1870 года.
Бунтовщик или одержимый
Советская историография, а вслед за ней и автор «Истории Якутии» Анатолий Гоголев объясняют действия Манчаары социальными причинами: угнетением народа тойонами, повышением размера ясака и обнищанием населения. Прочие жители Якутии того времени сопротивлялись пассивно: они уклонялись от выплат, уходили в необжитые места.
Аналогичная трактовка событий характерна для художественной литературы XX века. Революционеры-социалисты и писатели советской эпохи перекроили фольклорный образ Манчаары на свой лад. Основатель «Союза инородцев-якутов» Василий Никифоров-Кюлюмнюр в пьесе «Разбойник Манчаары» (1908 год) вложил в уста главного героя прямо-таки марксистские воззвания: «Всю жизнь я боролся с тойонством один. Верю, что настанет момент, придёт время, когда проснётся тёмный народ и разобьёт оковы рабства и эксплуатации».
Но если отбросить романтико-политический флёр и покопаться в следственных делах, то перед нами предстанет обычный уголовник. Криминальную карьеру Манчаары начинал как угонщик скота. Например, в 1828 году он увёл лошадь у некоей туземки Поповой. Его дядя Чоочо, будучи главой наслега, приказал выпороть племянника на площади и заставил его с лихвой возместить ущерб потерпевшей. Именно этот случай, возможно, окончательно настроил Манчаары против дяди.
В некотором роде якутский разбойник действительно помогал беднякам. Он стремился иметь поддержку народа, чтобы заманивать людей при случае в свою шайку. Соратники по нападениям тоже имели право на свою долю добычи. В деле Манчаары указаны 43 соучастника – в основном, именно эти люди получали от него выплаты.
Однако Манчаары точно не спешил раздавать все нажитые грабежом деньги. Он не гнушался «широкого» образа жизни – охотно гулял на праздниках, пил водку в Якутске, волочился за женщинами. В 1833 году Манчаары открыто похитил вдову Катерину, дочь Капитона Слепцова, с которой собирался коротать зиму, пока его в очередной раз не поймали.
Даже в целом благосклонные к Манчаары народные предания не скрывают неоправданной жестокости героя. По одной из фольклорных версий, Манчаары занялся разбоем после того, как шаман вселил в него злого духа. Рассказывали, что Манчаары избивал богачей, вымогая «причитающуюся ему долю». Например, Павла Новикова (Баай Бакыыса), владельца тысячи голов скота, грабитель так сильно избил плоской стороной палмы (оружия с металлическим клинком), что тот несколько раз терял сознание. После этого Новиков целый год пролежал больным.
И всё-таки у Манчаары было одно неоспоримое достоинство – он избегал ненужного кровопролития и никогда не совершал убийств. Якутский «Робин Гуд» пощадил даже своего заклятого врага, дядю Чоочо.
Читайте наши статьи на Дзен