«Да сотрётся его имя»: почему евреи так говорят о Богдане Хмельницком
Одно из самых страшных проклятий в иудаизме – «имах шмо» (yimakh shemo), в переводе «Да сотрётся его имя!». Раввины, как правило, прибавляют эту фразу, говоря о людях, чьи действия нанесли вред еврейскому народу. Один из таких исторических деятелей, наряду с персидским царедворцем Аманом и Адольфом Гитлером – запорожский гетман Богдан Хмельницкий.
«Между молотом и наковальней»
Даже спустя 365 лет события Хмельнитчины по-разному оцениваются потомками участников тех событий. Для поляков это великая смута в Речи Посполитой, для украинцев – война за свободу родины, для русских – эпизод, который закончился воссоединением России с Украиной. Для евреев же – национальная катастрофа.
Польское королевство стало настоящим средневековым «домом» для еврейского народа в XIV веке. Король Казимир III, влюблённый в еврейку Эстерку Малах, дал её соплеменникам, изгнанным из Германии и Венгрии, приют в своей стране, и наделил их привилегиями. После фактического слияния Польши с соседней Литвой польские евреи массово расселились на территориях бывших южнорусских княжеств. Не занимаясь земледелием, они составляли важную экономическую и социальную прослойку между православными крестьянами-украинцами и католической польской шляхтой. Потому они и оказались, согласно популярному выражению еврейских историков, «между молотом и наковальней».
У запорожских казаков Богдана Хмельницкого имелось немало претензий к евреям. Становясь арендаторами в хозяйствах польских магнатов, евреи возлагали на крепостных (холопов) непосильную барщину, чтобы окупить собственные арендные издержки. Свою долю доходов получали также еврейские субарендаторы, приказчики, сборщики пошлин и прочие наёмники. Очень часто евреи даже в одежде подражали польским шляхтичам и, подобно им, носили сабли.
Собственно религиозная рознь между православными и иудеями в таких условиях стала скорее не причиной, а «катализатором» конфликта. После начала восстания Богдана Хмельницкого казацкие старшины попустительствовали еврейским погромам, желая снискать поддержку селян-землепашцев. Сам Богдан Хмельницкий подобным гонениям не препятствовал. В Зборовском договоре 1649 года, подписанном гетманом, евреям прямо запрещалось жить и торговать на Левобережной Украине, причём казакам в случае поимки нарушителей было дозволено их грабить.
Хроники погромов
О многочисленных погромах времён Хмельнитчины можно прочесть в сборнике еврейских хроник XVII столетия, собранных в 1930-х годах историком Саулом Боровым.
От казачьего нашествия пострадали не только богатые арендаторы, но и ремесленники, извозчики, торговцы, а также раввины и служители синагог.
В хронике раввина Натана Ноты Ганновера «Пучина бездонная» говорится, что «евреи своим высоким положением вызывали зависть» – это и стало причиной восстания. В то же время, согласно версии Ганновера, сыграла роль и личная месть Богдана Хмельницкого. Дело в том, что будущий гетман попал в темницу по вине еврея Захирия Собиленко, арендатора города Чигирина. Собиленко выдал Хмельницкого пану Конецпольскому, с которым ранее у него случился раздор из-за отобранного хутора и стада скота. Отметим, что другим историческим источникам подобная завязка событий неизвестна.
Само имя Хмеля (Хмельницкого) Ганновер со ссылкой на одного из гаонов выводил из начальных букв фразы chewlej moshiah jowoj leolam («Муки, которые возвещают приход Мессии, наступят на земле»).
Описывая гибель ряда еврейских общин от рук казаков в 1648 году (Переяслав, Борисовка, Пирятни, Борисполь, Лубны, Лохвица) Ганновер приводит ужасающие подробности – сдирание кожи жертв, отрубание рук и ног, пытки и разные виды казней.
«Многих закапывали живьём, младенцев резали в лоне их матерей, многих детей рубили на куски, как рыбу», – описывает автор хроники издевательства над евреями.
Казаки Хмельницкого заставляли еврейских матерей заниматься каннибализмом – поедать собственных детей. А союзные казакам татары массово насиловали женщин и обращали их в наложниц.
«И было убито в Заднепровье много тысяч евреев, а несколько сот их было принуждено изменить вере», – пишет Ганновер.
Далее он повествует о множестве других аналогичных «еврейских бедствий» в городах и местечках Правобережной Украины вплоть до Львова.
Другая хроника «Тяготы времён», написанная в 1650 году Мейером бен Самуилом из Щебржешина, сравнивает годы восстания Хмельницкого с «головней дымящейся» и «мечом обоюдоострым». По словам автора, десятки тысяч его соплеменников «простерли выи для заклания», были сожжены, задушены и утоплены. Описывая разгром Тульчина, Мейер бен Самуил утверждает, что в городе «валялись груды трупов, отрубленные руки, ноги, головы, пальцы, ляжки и внутренности». Особенно возмущало автора осквернение иудейских святынь. Свитками Писания казаки обматывали ноги, как портянками, а занавесы кивотов употребляли в качестве пелёнок для младенцев.
Описывая погром в западноукраинской общине Кременец, составитель хроники обращает внимание на одного из «разбойников», который вместе с подручными убил сотни детей, как «ягнят на бойне». В городе Нароль казаки убили иудеев прямо на амвоне синагоги, которую затем сожгли. Всего в этом городе, по свидетельству Мейера, «пало за святость Имени десять тысяч, и кровь их текла, словно ручей». В плен повстанцы брали только юношей, девушек и красивых женщин. Даже в укреплённых городах, таких, как Дубно и Бельз, которые казаки не смогли взять, жители погибали от голода и жажды, не решаясь выходить из своих домов.
Верующие иудеи воспринимали нашествие Хмельницкого как «воздаяние за прегрешения», посланное на них Богом. Сочинение Саббатая Гакогена «Послание» говорит о «жестоком приговоре Господа, осудившем дом Израилев на Украине». Убийцы евреев названы «народом презренным, низким и пустым, веры греческой, по прозванию казаки». Книга изобилует описаниями ужасов, причём автор особенно подчёркивает святотатство повстанцев.
«В воды ритуального бассейна, очищенного от всякой скверны, было брошено тысяча пятьсот чистых детей, и они, ещё трепещущие и шевелящие губами, были засыпаны землёй. Неужели при виде этого Господь сдержит свой гнев, и, царящий в высотах, будет молчать!» – восклицал Саббатай Гакоген.
В результате Хмельнитчины, по разным оценкам, погибло от 20 до 100 тысяч евреев, что составляло четвертую часть еврейского населения Речи Посполитой. Евреи были полностью изгнаны с территорий Левобережной Украины, отошедших к Московскому государству после Переяславской рады 1654 года. В прочих местностях они оказались разорены и ещё долго восстанавливали прежнюю численность и благосостояние. А имя «Хмеля-Злодея» на многие века сделалось одним из символов антисемитизма. Именем Богдан, в отличие от других славянских имён, евреи никогда не называли своих детей.
Читайте наши статьи на Дзен