Карл Фаберже: как сложилась судьба известного ювелира
Имя российского ювелира Карла Фаберже уже при его жизни стало символом непревзойдённого мастерства. С годами изделия, носящие клеймо «Фаберже», лишь дорожают в цене. Однако жизнь самого ювелира сложилась трагически. Потеряв во время революции несметные богатства, он окончил жизнь в положении обнищавшего эмигранта.
Фаберже: от процветания к упадку
Петер Карл Густавович Фаберже возглавил семейный ювелирный бизнес в 1870 году, когда ему было 24 года. Благодаря таланту и упорному труду молодой руководитель вывел компанию «Фаберже» в лидеры ювелирного рынка России. Предприятие имело множество наград, а в 1882 году получило статус «поставщика высочайшего двора». По эскизам Карла Фаберже подобранные им мастера точно в оговорённые сроки создавали произведения, достойные царских дворцов. Самое известное наследие Карла Фаберже это, конечно, коллекция из 54 пасхальных яиц, которые ювелир изготовлял по заказам Александра III и Николая II.
«Тёмные времена» для Фаберже настали с началом Первой мировой войны, когда вместо привычных колье и шкатулок компания перешла на военные заказы. Мастера Фаберже делали качественные технические приборы и даже гранаты, но это уже было «не то» – квалификация растрачивалась впустую. Многие сотрудники фирмы были мобилизованы в армию, и ювелирные изделия часто оставались незавершёнными. Карл Фаберже даже хлопотал перед властями об освобождении от призыва 23 ведущих мастеров. На этом фоне прекратил работу филиал фирмы в Лондоне. Чтобы поправить финансовое положение, в 1916 году Фаберже преобразовал семейный бизнес в паевое товарищество с капиталом в 3 млн рублей. Акции предприятия разделили сам Карл Фаберже, трое его сыновей, а также соинвесторы – Аверкиев, Бауэр, Бызов, Маркетти и ещё около 600 пайщиков. Тогда же произошла тяжёлая для Карла Фаберже размолвка с сыном Агафоном, которого отец заподозрил в краже крупной суммы денег (хотя, как позже выяснилось, виновником был бухгалтер Отто Бауэр).
Гибель фирмы
Революционный 1917-й год перевернул ювелирный рынок с ног на голову. Активными покупателями неожиданно стали солдаты и матросы, каким-то образом «разжившиеся» деньгами.
Когда к власти пришли большевики, «придворный ювелир» понял, что ничего хорошего его не ждёт. Над предприятием, на котором трудилось 600 человек, нависла угроза национализации. И речь шла не только о филиалах в Москве и Одессе, но и о главном Доме Фаберже, расположенном в Петрограде по адресу Большая Морская, 24. На первом этаже здания находился магазин, а верхние были отданы под жильё членов семьи и ювелирные мастерские. «В сердце» дома находилась главная сокровищница фирмы – бронированный сейф, попасть в который можно было только на лифте. Стоимость его содержимого оценивалась в 7,5 млн золотых рублей.
В конце 1917 года Карл Фаберже передал свой особняк «на сохранение» директору Эрмитажа. Ценности из сейфа он временно доверил посольству Швейцарии. Но дипломаты поступили самочинно. Они перевезли шесть чемоданов и саквояж с драгоценностями в охраняемое посольство Норвегии, которое, по странному стечению обстоятельств, в ту же ночь подверглось вооружённому налёту. Куда делись сокровища Фаберже, неизвестно, ныне они периодически «всплывают» на аукционах. Компенсацию за имущество ювелира Швейцария не выплатила, так что Карл Фаберже фактически оказался разорён. Впрочем, есть информация, что часть драгоценностей сыновья Карла Густавовича успели всё же спрятать в тайниках.
Что касается самого предприятия, то управление им в 1917-1918 годах взял в свои руки «Комитет работников товарищества и компании Фаберже». Часть мастерских была закрыта уже в начале 1918 года. В последующей революционной неразберихе многие материалы и изделия были расхищены (в частности, на ликвидации фирмы «нагрел руки» тот же Отто Бауэр, который впоследствии уехал из России). Часть сокровищ конфисковали чекисты – например, на даче Фаберже в Левашово они нашли 1700 драгоценных камней, картины, вазы и медали. Драгоценности с клеймом Фаберже активно распродавались сначала для «нужд мировой революции», а затем сталинской индустриализации.
Стоит добавить, что помещения Дома Фаберже всё-таки использовались по назначению – их заняли мастерские «Ленинградского ювелирного товарищества». На первом этаже дома разместился «Ювелирторг», а с 1963 года – ювелирный магазин «Яхонт». Однако прежнего размаха уже не было, и часть здания с 1920-х годов занимали разные учреждения и предприятия, некоторые были отданы под жилые квартиры.
Фаберже в эмиграции
Престарелому Карлу Фаберже, как и многим жителям России, пришлось спасаться в эмиграции. Помощь ювелиру оказало британское посольство в России, которое помогло ему сесть на поезд под видом курьера. Осенью 1918 года Фаберже уехал в Ригу, затем перебрался в Германию. Пожив в Берлине и Франкфурте-на-Майне, он, в конце концов, осел в швейцарской Лозанне.
Из своего 45-миллионного состояния Карл Фаберже успел захватить лишь один саквояж. Сил начинать всё сначала у старика уже не было – он страдал раком печени, а в мае 1920 года начались проблемы с сердцем. Фаберже с тоской вспоминал свою 15-комнатную квартиру в петроградском особняке и переживал о сыновьях, оставшихся в России. «Так жить нет смысла», – повторял знаменитый мастер.
24 сентября 1920 года Карл Фаберже умер в лозаннском отеле «Белевью». Во время его кремации, согласно завещанию, играла музыка Бетховена. В 1929 году прах ювелира был перенесён во Францию, на родину его дальних предков-гугенотов (в XVII веке выходцы из Пикардии по фамилии Фаври перебрались на берега Балтики). Последний покой Карл Фаберже обрёл на кладбище Гран-Жас в Каннах.
Читайте наши статьи на Дзен