Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-11-23 09:24:43
Тимур Сагдиев

Российские эскимосы: чем они отличаются от американских

Эскимосы – самый северный народ Земли, населяющий обширную приполярную зону от Гренландии до Чукотки. На территории России проживают сибирские или азиатские эскимосы. Из-за особенностей исторического развития эскимосы Чукотки существенно отличаются от своих ближайших родственников на Аляске.

Происхождение

Считается, что предки эскимосов и алеутов пришли в древнюю Берингию из Северо-Восточной Азии. Несколько тысяч лет назад эскимосы разделились с алеутами. Современные эскимосские народы произошли от так называемой неоэскимосской традиции, существовавшей на берегах Берингова пролива с конца I тысячелетия до н. э. По одной из версий, прародина  эскимосов находилась на Аляске.

На азиатском материке, по оценкам историков, ещё около 300 лет назад эскимосы занимали область от Шелагского мыса до Берингова пролива – здесь сохранились остатки посёлков с характерными полуподземными жилищами. Затем чукчи вытеснили эскимосских охотников на морского зверя к востоку, о чём сохранились свидетельства в фольклоре. В настоящее время в России эскимосы-юиты компактно проживают на берингоморском побережье Чукотки. По переписи 1959 года насчитывалось 1100 представителей этого народа, и с тех пор его численность даже выросла. Перепись 2010 года зафиксировала в России 1738 эскимосов. Из древних поселений этого народа сохранилось только село Сиреники, также эскимосы живут в национальных посёлках Новое Чаплино и Уэлькаль.

В сопредельном американском штате Аляска есть несколько популяций эскимосов. Из них ближайшие к Азии – эскимосы Берингова пролива, эскимосы залива Коцебу и эскимосы острова Святого Лаврентия.
С точки зрения лингвистов эскимосы Чукотки относятся к так называемой сибирской ветви языка юпик (иначе называемой юитскими языками). Только в России остались носители науканского языка и почти вымершего сиреникского языка. А вот более распространённый чаплинский язык племени уназигмит можно назвать интернациональным. В США на нём говорят жители двух деревень острова Святого Лаврентия – Савунга и Гембелл. Население острова частично переселилось сюда в XIX веке с азиатского берега.

«Хотя этот остров и принадлежит Американским Соединённым Штатам, но и географически, и этнографически он относится к Азии», – отмечал советский этнограф Владимир Богораз.
Прочие аляскинские эскимосы говорят на языках, менее понятных их российским собратьям – аютикском, центрально-юпикском и самом распространённом в регионе языке инюпиак (он отделился от юпика 1500-2000 лет назад).

Аляскинские эскимосы в начале XX века имели более высокую степень социальной организации, чем чукотские. Например, для них более характерны общественные дома – помещения для праздников (хотя на Чукотке они тоже встречались). Упадок социальной организации и культуры азиатских эскимосов Владимир Богораз объяснял соседством с более многочисленными чукчами. У этого народа эскимосы позаимствовали способ строительства яранг, одежду из оленьих шкур и другие элементы быта.

Разделённые Железным занавесом

История азиатских и американских эскимосов долгое время шла одним путём. До конца 1920-х годов частыми гостями на Чукотке были американские торговцы и китобои. Но затем, уже в СССР, произошёл форсированный слом устоев жизни туземцев Чукотки. Была проведена коллективизация, позже создавались интернаты, куда детей коренного населения забирали для учёбы. В 1930-х годах у чукотских эскимосов появилась письменность на основе кириллицы, которой, по понятным причинам, не спешили пользоваться их соплеменники в США.

Долгое время «советские» эскимосы имели особые права на свободное посещение американских островов и прибрежных районов Аляски, где у них были родственники и друзья. Но после 1948 года эскимосские общины по обе стороны пролива разделил «железный занавес» (хотя нелегальные трансграничные контакты всё же имели место).

Тем временем эскимосская жизнь претерпела изменения и на Аляске, хотя традиционные формы социальной организации на основе кровно-родственных связей и взаимопомощи сохранялись до середины XX века. Из-за бурного промышленного развития Аляски после Второй мировой войны зверобойный промысел отходил на второй план. Натуральное хозяйство давало лишь 17% дохода эскимосов.
«Уже в 50-е гг. китобойные артели в прибрежных районах стали составляться не по родственному принципу, как в прошлом, а с помощью наёмной рабочей силы», – отмечает кандидат исторических наук Наталина Лопуленко.

В эскимосских общинах распространился билингвизм. Если в Америке туземцы овладевали английским языком, то на Чукотке – соответственно, русским. Проблема сохранения языка стоит особенно остро на Чукотке, где много смешанных браков эскимосов с чукчами и русскими. В 2010 году в Чукотском АО насчитывалось 462 носителя эскимосских языков. Туземцы Аляски более урбанизированы (60% из них живёт в городах), язык знают лишь 30% эскимосов. Но местами язык сохраняется неплохо, как например, на острове Святого Лаврентия.

Одинаковы, по сути, и социально-экономические проблемы туземцев. В связи с бурным развитием Аляски многие эскимосы были выброшены на обочину жизни. С начала 1970-х годов среди них распространились бедность, алкоголизм, преступность, самоубийства. В России похожие проблемы наблюдались у эскимосов уже в советское время, а кризис 90-х годов усугубил ситуацию. Из тех эскимосов, кто не живёт звероловным промыслом, больше всего зарабатывают работники бюджетной сферы.

Религиозная ситуация у эскимосов своеобразна. На Аляске много туземцев-протестантов и меньше православных. На Чукотке тоже встречается православие и привнесённый американскими миссионерами протестантизм. Однако в России больше приверженцев традиционных верований – анимизма. Тех эскимосов, кто устраивает «подношения духам», их собраться-христиане упрекают в «кормлении чертей».

«Мост через Берингов пролив»

В период Перестройки началось сближение сибирских и аляскинских эскимосов, которых в те годы объявили «разделённой нацией». Как пишет историк Людмила Хаховская, эскимосы участвовали в походах энтузиастов, которые пересекали Берингов пролив на байдарах, лыжах и собачьих упряжках. Чукотско-американские связи достигли кульминации в 1989 году. В этом году министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе подписал с американским коллегой соглашение, предоставившее эскимосам Аляски и Чукотки эксклюзивное право безвизового посещения соседней страны на срок до 90 дней. Надежды чукотских аборигенов на то, что они быстро смогут приблизиться к уровню жизни соседей, не оправдались. Межконтинентальные связи принесли пользу немногим эскимосам, прежде всего тем, кто в «лихие девяностые» переселился на Аляску. Тем не менее, самих российских эскимосов можно назвать живым «мостом через Берингов пролив». Помимо Аляски они также поддерживают связи с эскимосами Канады и Гренландии, участвуя в работе Инуитского приполярного совета.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: