Пираты Чёрного моря: какими они были
В античную эпоху проблема пиратства в Понте Эвксинском, как тогда называлось Чёрное море, стояла весьма остро.
«На Чёрном море существовало несколько очагов пиратства, где морской разбой стал своеобразной традицией некоторых отсталых в социально-экономическом развитии племён, постоянным их занятием в течение веков», – отмечал историк Иосиф Брашинский
Фракийцы
Под влиянием массовой культуры пиратство ассоциируется главным образом с событиями в Карибском море в XVI-XVIII веках. Однако морские разбойники уже в глубокой древности захватывали корабли и опустошали берега грабительскими набегами. Не было исключением и Чёрное море, где за тысячелетия сменилось несколько господствующих «пиратских народов».
Первыми упомянутыми в греческих источниках пиратами можно считать фракийцев из племени астов. Правда, они не плавали по морю, а нападали на потерпевшие бедствие корабли. В эподах Архилоха (VII век до н.э.) упомянуто о подобном случае у берегов Салмидесса (ныне турецкий Кыйыкёй). Захваченные жертвы кораблекрушения были обращены астами в рабство. О салмидесских пиратах писали и авторы, жившие значительно позже. Известно, что фракийцы размежевали побережье между разными кланами и ждали, пока волны не выбросят им на поживу очередное судно.
Тавры
«Отец истории» Геродот рассказывал, что на греческие торговые суда нападали тавры – народ неясной этнической принадлежности, впоследствии смешавшийся со скифами. Они населяли южное побережье Крыма. Главная база пиратов находилась в районе нынешней Балаклавской бухты. Здесь тавры устраивали засады на корабли, укрывавшиеся в бухте во время шторма. Тавры приносили пленных моряков в жертву богине Деве (по-гречески Парфенос), святилище которой располагалось на мысе близ Херсонеса. Именно с таврами, по мнению историка Александра Снисаренко, в первую очередь столкнулся боспорский царь Эвмел, начавший большую войну против пиратов в IV веке до н.э. Однако полностью искоренить морской разбой не удалось, и тавры ещё долго хозяйничали в центральной и западной частях Чёрного моря.
Гениохи и зиги
В северо-восточной части моря угрозу судоходству представляли другие «хищники». Римский историк Страбон (I век н.э.) писал о морском разбое таких племён, как зиги и гениохи, которые считаются предками народов абхазо-адыгской группы. Они плавали на камарах – лёгких узких ладьях, вмещавших 25-30 человек. Грабительским набегам гениохов подвергались торговые суда, прибрежные города и селения. Историк Плиний Старший сообщал о разграблении ими греческой колонии Питиунт (ныне Пицунда).
«Воют неистово псы у чресел чудовищной Скиллы – но гениохский пират для морехода страшней», – писал Овидий в «Письмах с Понта». По свидетельству римского поэта, пираты совершали рейды даже в Левый Понт (западная часть Чёрного моря). Захваченных пленников гениохи либо отдавали за выкуп, либо обращали в рабство.
Варяги-русы
К пиратству можно отнести и морские походы варягов в VIII-X веках. Например в 830 году русы разграбили город Амастриду в Пафлагонии на южном побережье Чёрного моря, а в 860 году 200 судов киевского князя Аскольда напали на Константинополь. В общей сложности историкам известно 7 походов в период до Крещения Руси.
Во время набегов русы вели себя крайне жестоко. Не случайно византийский автор «Жития Георгия Амастридского» сравнивал варягов с историческими предшественниками. Он писал, что разрушая храмы, русы устраивают на их месте «беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу».
Казаки
Большими любителями «погулять на море» были и казаки. В XVI-XVII веках челны (чайки) запорожцев часто выходили из Днепра в Чёрное море. Они шли плотным строем за челном атамана. Достигая османского берега, казаки грабили селения и забирали с собой ясырь (пленников). Не боялись запорожцы нападать и на турецкие торговые корабли. Невысокие лодки казаков были почти незаметны в море, и в вечерние часы они со спущенными мачтами «пристраивались» к бортам кораблей. Ночью казаки забрасывали на палубу «кошки» и брали судно на абордаж.
«Турки, изумлённые нападением 80 или 100 лодок и множеством врагов, уступают; – свидетельствовал Левассёр де Боплан в книге «Описание Украины», – а казаки, забрав деньги, негромоздкие товары, которым не вредит подмочка, пушки и всё то, что может быть для них полезно, пускают корабль на дно, со всем его экипажем».
С военными кораблями турок казаки предпочитали не встречаться, но если это происходило, то сражались яростно. Пиратство запорожских и донских казаков прекратилось только при Екатерине II.
Черкесы и абхазы
Дольше всего пиратство на Чёрном море сохранялось у абхазо-адыгских племён, которые, как указано выше, занимались этим ещё в античные времена. Последующую историю черкесского морского разбоя рассматривает доктор исторических наук Самир Хотко, автор книги «История Черкессии в средние века и новое время». По его словам, гребные суда адыгов внешне походили на казачьи струги.
«В средние века абхазо-адыги продолжали контролировать северо-восточный сектор Чёрного моря, а традиция пиратства усердно культивировалась всеми приморскими общинами», – отмечает Хотко.
В XIII-XVII веках черкесские пираты успешно противостояли генуэзцам, нападали на крымскую Кафу (Феодосию) и города Османской империи. Последние случаи пиратства относятся ко временам Кавказской войны XIX века. Бывало, что черкесы нападали даже на корабли Черноморского флота России.
Читайте наши статьи на Дзен