2010: Одиссея-2: почему этот роман Артура Кларка хотели запретить в СССР
В 1984 году в СССР разразился скандал по поводу нового фантастического романа Артура Кларка. Несмотря на то, что Кларк был весьма популярен в стране и даже прилетал с визитом в Москву, его произведение опубликовали в печати только частично.
Роман в советской печати
Известный британский писатель Артур Кларк прославился более всего благодаря своему сотрудничеству с режиссером Стэнли Кубриком, снявшим в конце 1960-х годов картину «Космическая одиссея 2001 года». Этот фильм, в основу которого лег рассказ Кларка, стал по-настоящему культовым. Роман «2010: Одиссея-2», который писатель закончил уже в начале 1980-х годов, был второй частью упомянутой одиссеи. Позже к нему добавились еще два произведения, составившие тетралогию «Монолит».
Советские читатели, многие из которых тяготели к фантастике и футурологии, встретили очередное детище Артура Кларка с радостью. Первые главы романа были переведены на русский язык и опубликованы в журнале «Техника молодежи» уже через 2 года после выхода книги Кларка в свет. Однако подписчикам издания не суждено было узнать, чем закончатся космические приключения героев, так как опомнившаяся цензура запретила печатать продолжение «Одиссеи-2».
Космонавт и ЦК партии
В 1982 году, когда Артур Кларк поставил последнюю точку в своем романе «2010: Одиссея-2», он посетил Советский Союз, где был очень популярен, и встретился с космонавтом Алексеем Леоновым. Кларк, как рассказывает сам Алексей Леонов в своих мемуарах «Время первых», открыл своему новому приятелю тайну, сообщив о содержании второй одиссеи. Леонов тогда очень растрогался, так как фантаст сказал ему о том, что космический корабль он назвал именно в честь Алексея Архиповича.
После того, как в СССР вышли два номера журнала с первыми главами романа Артура Кларка, Алексея Леонова неожиданно вызвали ЦК компартии. Но разговор шел вовсе не о названии космического корабля. Партийные чиновники поинтересовались у Леонова, как тот не заметил, что члены экипажа Кларка носят такие фамилии как: Сахаров, Марченко, Орлов. Алексей Архипович удивился, заявив, что последний, возможно, получил такую фамилию благодаря актрисе Любови Орловой, а Андрей Сахаров вообще является «отцом» водородной бомбы.
Упоминание диссидентов и его последствия
Вот только те, кто руководили цензурой в Советском Союзе, намекали Алексею Леонову совсем на другое. Андрей Сахаров действительно считался создателем водородной бомбы, но в начале 1980-х годов он больше прославился как диссидент. В диссидентский список также входили Юрий Орлов, физик и правозащитник, которого чуть позже, в 1986 году, выслали из страны, и Анатолий Марченко, политзаключенный, написавший книгу о лагерях в СССР.
Именно на этих «антисоветчиков» намекали Алексею Леонову политработники. Разразился страшный скандал. Цензура не уследила за тем, что печатается в молодежном журнале, указав лишь на то, что из текста следует убрать слова о том, что роман посвящается не только Алексею Леонову, но и Андрею Сахарову. Если верить Геннадию Красухину, автору книги «Круглый год с литературой», редактор «Техники молодежи» Василий Захарченко, занимавший эту должность более 30 лет, был с позором уволен, некоторые другие сотрудники получили строгие выговоры.