Первые жители Москвы: были ли они западными славянами
Оккупация Москвы поляками в эпоху Смутного времени вызвала ожесточённое противостояние жителей города и «незваных гостей». Между тем, если заглянуть в глубину веков, выяснится, что спор не на жизнь, а на смерть вели между собой близкие родственники. По одной из версий, территорию Подмосковья в древности освоили потомки выходцев из Польши.
Вятичи «от рода ляхов»
В славянской колонизации среднего течения Москвы-реки ведущая роль принадлежала племени вятичей, которое пришло сюда с юга. Примерно с X века пришельцы с верховий Оки стали селиться рядом с балтами (голядью) и финно-уграми (мерей), постепенно ассимилируя соседей. В курганах Подмосковья и даже при раскопках в Кремле археологи находят характерные для вятичей женские украшения – височные кольца с семью лопастями. По множеству находок можно судить, что именно вятичи преобладали в Москве. Предположительно, на новые земли приходили вятичи-язычники, недовольные христианизацией Руси.
Но откуда взялись сами вятичи – вопрос, до конца не решённый наукой. Русская летопись, упоминая вятичей и радимичей, говорит, что они произошли «от ляхов». Автор «Повести временных лет» излагает такую легенду: «Были ведь два брата у ляхов – Радим, а другой – Вятко; и пришли, и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него прозвались вятичи».
Для эры раннего Средневековья в переселении целых народов под началом вождей нет ничего удивительного. Тем более, если у вятичей сохранялось чувство родовой общности.
Историки предлагают разные интерпретации летописного свидетельства. Некоторые считают, что вятичи просто пришли с западных территорий, которые граничили с Польшей. По мнению других исследователей, древнерусское племя изначально были «ляшским» – родственниками современных поляков и, возможно, чехов. У чехов в X-XI веках бытовало имя Радим, а у поляков – Радомир. Имя Вятко, предположительно, является уменьшительным от Вячеслав.
Учитывая, что по соседству с Польшей жило племя лендзян, учёные говорят о целом «ляшском поясе» территорий Древней Руси. Однако подобные определения условны. Во времена заселения Русской равнины славянами этнографическая разница между ними была не столь заметной, как сегодня. Проще говоря, настоящими «поляками» ни вятичи, ни радимичи, конечно, ещё не были.
Общая лексика
В пользу западнославянского происхождения вятичей говорят филологические данные, особенно совпадение топонимов. Селясь на новых местах, вятичи, вероятно, «переносили» туда привычные им географические названия. Такое мнение отстаивал польский историк Францишек Буяк. Он предполагал, что вятичей вытеснили с Вислы агрессивные германцы. Для названий Земли вятичей Буяк нашёл аналоги в Холмщине и Мазовии. Вятское наименование Дебрянск (Брянск) соответствует польскому Dobrzyn, Калуга – Kaluga, Козельск – Kozielsk, Тула – Tul, Коломна – Kolomia, Серпухов – Sierzputy и так далее.
Параллель в Польше имеет само название Москва, которое в письме Юрия Долгорукого 1147 года приводится в форме «Московъ». В Мазовше, как выяснил Буяк, есть деревня Moskiew. Впрочем, другие историки считают, что Москва получила название по Москве-реке, а её название восходит к языку мерянского населения.
Тем не менее идеи Буяка развивал отечественный лингвист Олег Трубачев. Он нашёл подмосковные топонимы, очень похожие на западнославянские: Люберцы (чешское название Liborice, польское Luborzyce), Люблино (в Польше есть город Lublin), Луховицы (чешское Louchov). Трубачёв пришёл к выводу об «особенном сгущении топонимов западнославянской ориентации в современном Подмосковье».
«В миграции вятичей и радимичей на восток и северо-восток бесспорно принимали участие древние западнославянские племена, причем, далеко не одни только ляшские племена. Среди них должны были быть представлены и древнечешские племена» — считал исследователь.
Сотрудник Института русского языка Александр Шапошников нашёл подтверждение идеям Трубачёва в обыденной лексике русского и польского языков. Он приводит целый ряд похожих слов с приставкой «вы-», которые, по его мнению, доказывают «древнее языковое родство лехитских наречий Польши и Руси».
Другие аргументы
Материальная культура ранних вятичей, как пишет археолог Татьяна Никольская, сходна с пражско-корчакской культурой V-VIII вв. Этот «пояс» протянулся от верховий Одера и Вислы к Днепру. Как и у «пражцев», у вятичей были прямоугольные жилища-полуземлянки и обряд кремации.
Данные популяционной генетики в поддержку западнославянской гипотезы приводит кандидат исторических наук Олег Барабанов. По его словам, «один из девяти базовых восточнославянских гаплотипов практически совпадает с ключевым польским гаплотипом». Барабанов связывает этот гаплотип как раз с племенами вятичей и радимичей, которые ушли из Польши позже других славян.
Не все согласны с таким взглядом на этногенез «первых москвичей». Археолог Валентин Седов, автор монографии «Славяне. Древнерусская народность», считал сообщение летописи всего лишь легендой. По его мнению, вятичи сформировались на Оке из предшествующих балтских племён мощинской культуры IV-VII веков, а также из присоединившихся к ним верхнеокских славян.
Так или иначе, этнографическая обособленность вятичей сохранялась в Подмосковье до XIII века. В эпоху татаро-монгольского ига прежние племенные различия русских постепенно стёрлись.