«Ганский инцидент»: как боевая эскадра СССР освободила захваченных советских моряков
Мало кто знает, что советский боевик «Пираты XX века» основан на ряде реальных событий, которые происходили с советскими морскими судами. Еще задолго до сомалийских пиратов, громко заявивших о себе в начале «нулевых», советские суда неоднократно сталкивались с подобными нападениями. Одним из самых известных стал так называемый «Ганский инцидент».
Как рассказывают Ваган Григорян и Владимир Дмитриев в своей книге «Пиратство, разбой и терроризм на море», это случилось в 1966 году, когда в Гане произошел военный переворот. Сотрудничавший с СССР и КНР президент, Кваме Нкрума, был свергнут, представители и специалисты соцстран высланы за границу, дипломатические отношения разорваны.
Жертвой изменения политической обстановки стало научное судно «Ристна», которое было обвинено официальными властями Ганы в том, что оно якобы перевозит оружие для повстанцев. Это было неправдой, хотя в трюмах судна и находилось секретное навигационное оборудование, ганских пограничников оно не заинтересовало. Да и само судно было вскоре отпущено, так как капитан «Ристны» оказался знакомым командира ганских военных. Правительство СССР тогда решило не раздувать скандал, раз уж все окончилось благополучно.
Аналогичный случай произошел в 1968 году, когда у берегов Ганы были захвачены два советских траулера «Холод» и «Ветер», но уже под предлогом нарушения 12-мильной зоны. Суда были препровождены в порт, а моряки отправлены в местную тюрьму, Такаради, где провели ужасные полгода. Все попытки СССР решить ситуацию дипломатическим путем не дали результатов.
Экономические методы давления в виде прекращения поставок в Гану нефтепродуктов также остались без результата. Тогда из состава ВМФ были выделены два больших ракетных корабля (БРК), подводная лодка и судно сопровождения, которые направились в порт Такаради. Прибыв на место и встав на рейд, советские корабли стали недвусмысленно готовиться к ракетной атаке.
Как вспоминал в одном из интервью командующий эскадрой, капитан первого ранга Владимир Платонов, подготовка произвела на ганцев впечатление и практически сразу же все советские моряки были освобождены, кроме капитанов траулеров. За них все же пришлось побороться.
Воевать никто из советских моряков не собирался. Тем более что сам факт нахождения боевых кораблей ВМФ СССР у африканского побережья сохранялся в тайне. В целях оказания дипломатического давления эскадра предприняла несколько «дружественных» визитов в порты соседних государств с той же демонстрацией подготовки к ракетным пускам. Далее дело было за правительствами Нигерии и Гвинеи, которые сумели убедить ганцев пойти навстречу СССР в их требованиях.
Результатом операции стало не только возвращение наших моряков и траулеров, но и договор о размещении советской военно-морской базы в Западной Африке. На всякий случай, чтобы подобного впредь не повторялось.
Читайте наши статьи на Дзен