Сколько палачам платили за каждую казнь на Руси
На протяжении истории, профессия палача всегда была прибыльной. Официальная зарплата выплачивалась властью. Дополнительные суммы выплачивали родственники или осужденные, желающие смягчить наказание. Существует множество документов, где указаны размеры реального вознаграждения, доплат и компенсаций, на которые мог рассчитывать опытный исполнитель смертных приговоров.
В воспоминаниях Шарля Анти Сансона, известного палача из Парижа, упоминается «право горсти». В средние века это право существовало не только в Европе, но и на Руси. Вместо денежного вознаграждения палач получал оплату в виде натуральных продуктов, которые он мог свободно выбирать из городских лавках или из обоза. Ни торговцы, ни возницы не имели права возражать палачу, поэтому он мог брать столько продуктов, сколько хотел.
Если осужденный был богатым, то палач получал дополнительное вознаграждение за его быструю казнь или мягкие пытки. Чем больше вознаграждение, тем меньше страдал осужденный. После казни палач, согласно неофициальному правилу, забирал сапоги и другие ценные вещи у умершего. Их продажа также помогала палачу в хозяйстве.
Поскольку казни не проводились каждый день, палач занимался другими оплачиваемыми работами в свободное время. Он мог устроиться на уборку общественных туалетов, присоединиться к команде по ловле бродячих собак или работать охранником в борделе. Как указано в книге «От добермана до хулигана» М. Блау, благодаря своим отличным практическим знаниям анатомии, многие палачи могли работать врачами. Например, известно, что один палач из Данцига избавил будущую императрицу Екатерину II от сильных болей в спине.
Начиная с XVII века, жалование палачей стало регулироваться законодательством. В соответствии с Уложением 1680 года, каждый палач получал годовую зарплату в размере 4 рублей из «губных неокладных доходов». К 1742 году, выплаты на одежду и питание выросли до 9 рублей 95 копеек в год. Однако, эта зарплата была условной, поскольку на 10 рублей в середине XVIII века можно было купить только 12 пудов хлеба или 12-13 ведер водки.
Во времена Николая I, чтобы повысить престиж одной из самых непопулярных профессий, годовые зарплаты палачей значительно увеличились. Вольные палачи, работавшие в Москве или Петербурге, получали от 300 до 400 рублей в год. В губернских городах их зарплаты были ниже — от 200 до 300 рублей в год. Однако, если учесть, что в то время стоимость хорошей дойной коровы не превышала 5 рублей, заработки палачей выглядели очень хорошо. Кроме того, палачи также получали различные доплаты и компенсации: например, 58 рублей на покупку государственной одежды, ежемесячные выплаты на питание и деньги на командировки, если им приходилось работать в других городах.
Несмотря на хорошую оплату, работа палачом оставалась не популярной. В соответствии с Боярским уложением 1681 года, в профессию могли вступать добровольцы из числа свободных посадских жителей, а согласно Положению 1833 года, даже уголовников принимали на эту должность. Если среди заключенных не было добровольцев, их вербовали в палачи принудительно. Однако срок такой принудительной работы был ограничен тремя годами. Палачам-уголовникам не полагалось жалование, им выдавалась только двойная норма пищи и комплект арестантской одежды.
Обычно в палачи вербовались уголовники, которым назначили самые жестокие телесные наказания. После такого наказания выживало немного людей, и вербовка давала возможность сохранить жизнь — за согласие стать палачом наказание отменяли. В книге «Палачи и казни в истории России и СССР» В. Игнатов приводит пример с бежавшими из уссурийской тюрьмы в 1801 году каторжанами. Восьмерых преступников поймали и приговорили к дополнительным срокам и жестоким телесным наказаниям. Через год в живых остался только один — тот, кто согласился работать палачом.
Один из известных палачей до революции был Комлев. В 1875 году этот житель Костромы был приговорен к 20 годам за грабеж. За несколько попыток побега с каторги он получил еще 35 лет. Потом его наняли в качестве палача в одной из тюрем Сахалина. О Комлеве ходили легенды – он был невысоким, но очень сильным, и умел мастерски использовать кнут. Заключенные знали, что если они хотят остаться живыми после наказания от Комлева, им нужно подкупить его. Администрация подозревала, что палач берет деньги у осужденных, но так и не смогла это доказать.
Комлев получал деньги не только за нанесение слабых ударов. Существует случай, когда каторжане собрали 15 рублей, чтобы он убил одного из приговоренных к смерти. В 1892 году ему было приказано наказать беглых Губаря и Васильева, которые взяли с собой заключенного, чтобы съесть его по дороге. При их задержании в их сумках были найдены обжаренные человеческие останки. Беглецы были наказаны всего 48 ударами кнутом на каждого, что считалось очень мягким наказанием (смертельное наказание состояло из 200 и более ударов). На сходке возмущенные каторжане приговорили Губаря к смерти (факт людоедства Васильева не был доказан). И Комлев, получив хорошее вознаграждение, показал всю свою мастерство, убив Губаря, хотя внешне порка двух заключенных не отличалась.
Кроме того, Комлеву было разрешено уйти в отставку после 1894 года. Он использовал заработанные деньги, чтобы приобрести свой собственный дом, что было мечтой для многих ссыльных переселенцев.
Однако не все палачи достигли такого состояния, как Комлев. Многие из них продавали ценные предметы, принадлежавшие казненным. И некоторые даже не стеснялись продавать орудия пыток. История не сохранила имени московского палача, который летом 1832 года продал пару кнутов из своего «пыточного арсенала». Палач-предприниматель смог заработать целых 500 рублей благодаря тому, что через посредника нашел хорошего покупателя. Князь Экмюльский, сын маршала Даву, стал обладателем этой «русской экзотики».
Вывезенные в тайне русские кнуты вызвали сильное впечатление в Европе. Когда Николай I узнал об этом, он был очень раздражен. Он приказал создать специальные шкафы для хранения этих орудий и выдавать их только под подпись. Были введены более строгие правила относительно поврежденного или изношенного инструмента — его запрещалось дарить или продавать под угрозой серьезного наказания. Даже показывать его посторонним было запрещено. Ненужный инструмент сжигали или закапывали рядом с могилами на кладбище для заключенных.
В течение примерно года, новички-палачи изучали секреты своей профессии у более опытных товарищей. Им предстояло овладеть навыками обращения с различными инструментами наказания и пыток, такими как плеть, кнут, розги и кошки-девятихвостки (плети с девятью хвостами, украшенными крючьями на концах). Новичкам необходимо было освоить механизм работы с палками-батогами и научиться наносить клеймо на приговоренных.
Ученик должен был тренироваться ежедневно, сначала на манекене, а затем на живых людях, которые были приговорены к пыткам или смерти. Вначале он помогал палачу-учителю, присутствуя на казни и выполняя мелкие задания, чтобы привыкнуть к крови и крикам. Новичок начинал свою карьеру палача с порки плетью, а затем, демонстрируя свои навыки и хладнокровие, продвигался к порке кнутом и, в конечном итоге, к казни.
Комлев, упомянутый выше, в свои пенсионные годы занимался обучением новичков основам эффективного казнения или продления мучений. Неизвестно, сколько денег требовал он за свои услуги, но его ученики в конце XIX века платили ему по пятаку за каждое повешение.
Читайте наши статьи на Дзен