Боярыня Морозова: была ли она сумасшедшей на самом деле
Боярыня Морозова, изображенная на полотне Сурикова, вызывает разные эмоции у зрителей. Одни видят в ней мученицу за веру, другие считают ее сумасшедшей фанатичкой. Однако, чтобы понять, кто она была на самом деле, необходимо обратиться к историческим фактам.
Феодосия Прокопьевна Морозова родилась в 1632 году в семье окольничего Соковнина, родственника первой жены царя Алексея Михайловича. Благодаря этому родству, она была хорошо знакома и дружна с царицей Марией Ильиничной. В 17 лет ее выдали замуж за боярина Глеба Ивановича Морозова, младшего брата всесильного Бориса Ивановича Морозова, царского воспитателя. Муж был на 30 лет старше Феодосии.
Сразу после свадьбы Феодосия получила звание царициной «приезжей боярыни», что означало, что она имела право приезжать к царице на обеды и праздники. Это была большая честь, которой удостаивались только жены самых знатных и приближенных к государю лиц. Феодосия жила в роскоши и почете, сопоставимыми с царскими.
Глеб Морозов был владельцем 2110 крестьянских дворов. В его имении Зюзино, расположенном под Москвой, находился прекрасный сад, где гуляли павлины. Когда Феодосия покидала имение, ее золотую карету тащили 12 лошадей, а за ней спешило до 300 слуг. По легенде, супруги хорошо ладили друг с другом, несмотря на большую разницу в возрасте. У них родился сын Иван, который был предназначен унаследовать огромное состояние от своего отца и бездетного дяди — царского воспитателя Бориса Морозова.
Однако, после смерти мужа в 1662 году, Феодосия выбрала путь честной вдовы, посвятив себя заботе о ребенке и делам благочестия. Она стала придерживаться старого обряда и сблизилась с протопопом Аввакумом, лидером русского старообрядчества. Под его влиянием дом Морозовой стал центром противодействия церковной реформе.
Феодосия Прокопьевна оказывала поддержку Аввакуму и другим старообрядцам, протестующим против нововведений Никона. Она бывала на богослужениях у «никониан», чтобы не привлекать к себе внимания, но в доме сохраняла старый обряд. Ее дом стал убежищем для недовольных нововведениями и местом сбора протестующих.
В своих письмах Аввакум описывал Морозову как преданную старому обряду и благочестивую женщину. Он видел в ней духовную дочь и поддержку в своей борьбе. Аввакум писал о Морозовой, как о рачительной хозяйке, которая печется о том, чтобы оставить сыну отцовские вотчины в полном порядке, о «жене веселообразной и любезной», хоть иной раз и скуповатой.Однако, некоторые источники описывают ее как фанатичку и безумную.
Алексей Михайлович, который отправил мятежного протопопа Аввакума в далекий Пустозерск, некоторое время игнорировал деятельность боярыни Морозовой. Возможно, это было благодаря заступничеству царицы и тому, что Морозова продолжала притворяться перед людьми. Однако в 1669 году царица Мария Ильинична умерла. Через год Феодосия Прокопьевна приняла тайный монашеский постриг и стала Феодорой. Все изменилось. То, что было простительно для вдовы Феодосии Морозовой, стало неприемлемым и невозможным для инокини Феодоры. Морозова прекратила притворство, перестала появляться при дворе и усилила свою протестную деятельность. Отказ Морозовой появиться на свадьбе государя, когда он венчался с Натальей Нарышкиной, стал последней каплей. В ночь на 16 ноября 1671 года инокиню Феодору взяли под стражу. Вместе с ней была арестована ее сестра княгиня Евдокия Урусова. Так начался тяжелый путь боярыни Морозовой и ее сестры Евдокии Урусовой. Их подвергали пыткам, допрашивали много часов, оскорбляли и запугивали. Иногда условия заточения были относительно мягкими, благодаря усилиям их знатных родственников, иногда становились более жестокими, но сестры оставались непоколебимыми. Они отказывались принять веру «никониан» и крестились двоеперстно. Конец жизни сестер был ужасным. В июне 1675 года их поместили в глубокую земляную тюрьму и запретили охране давать им воду и пищу под угрозой смерти. Сначала умерла княгиня Урусова. Инокиня Феодора продержалась до ноября. Она умерла не как фанатичка, а как слабая женщина. Предание сохранило ее трогательный разговор с охранником.
— Раб Христов! — взывала она — Есть ли у тебя живые родители или они умерли? Если они живы, помолимся о них и о тебе; если они умерли, помянем их. Помилуй меня, раб Христов! Я очень истощена от голода и хочу есть, помилуй меня, дай мне кусочек хлеба.
— Нет, госпожа, я боюсь! – отвечал охранник.
Тогда несчастная просила кусочек хлеба, сухариков, огурчика или яблочка. Но все было напрасно. Запуганный охранник так и не решился бросить хоть крошку хлеба в яму. Зато он согласился сходить на речку и постирать рубашку пленницы, чтобы она не предстала перед Господом в грязной одежде.
В ночь с 1 на 2 ноября страдалица, наконец, умерла. Ей было 43 года.
Таким образом, боярыня Морозова была женщиной, которая посвятила себя делам благочестия и противостоянию церковным реформам. Она была преданной старому обряду и поддерживала Аввакума в его борьбе. Возможно, ее страсть и решительность в защите своих убеждений привели к тому, что ее некоторые считали сумасшедшей.
Читайте наши статьи на Дзен