«Чужак с огнивом»: как чукчи описывали русских
В начале русской колонизации Чукотки, чукчи воспринимали русских как пугающих пришельцев, а кровавые столкновения с отрядами казаков только усилили их негативное отношение к завоевателям. Однако, со временем, чукчи пересмотрели свое отношение к русским и начали видеть их как часть своего этноса.
Александр Нефëдкин, известный историк, отметил в своей книге «Военное дело чукчей», что чукчи называли себя «настоящими людьми» и смотрели свысока на своих соседей — коряков, эвенов, чуванцев, эскимосов и других. Чукчи не учили языки окрестных народов, а окрестные народы, если была необходимость, изучали язык чукчей. Они также испытывали идею национального превосходства, считая себя выше соседних народов, за исключением русских. Хотя чукчи разделялись на оленеводов и приморских охотников, они все же ощущали себя частью одного этноса, хотя между разными группами или общинами чукчей могла существовать вражда.
В преданиях и мифах чукчей, записанных этнографом Владимиром Богоразом, можно найти объяснение, почему чукчи считали русских произошедшими от собак. Так, в одном из преданий говорится: «Когда в первый раз сошлись на битву таньги и чукчи, стали строем друг против друга. Сильно испугались наши, ибо таньги совсем невиданные, торчат у них усища как у моржей, копья длиною по локоть, так широки, что затмевают солнце; глаза железные, круглые, вся одежда железная. Копают концом копья землю, как драчливые быки, вызывают на бой».
Слово «таньги» в чукотском языке обозначает всех инородцев, чужаков, а русских называли «melgь-tanŋьtan» или «melgь-t-tanŋьtan», что означает «чужак с огнивом» или «чужак с огнивным луком».
Также в мифе о сотворении мира и людей, рассказанном в книге «Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе» Богораза, говорится о том, как первая женщина забыла огниво на прежнем стойбище, а после прибытия на новое место она обнаружила, что огня развести нечем. Творец создал медведя, чтобы он принес огниво, но медведь испугался и убежал. Тогда Творец сам пошел за огнивом и обнаружил, что оно превратилось в человека. Творец решил, что если оно уже стало человеком, то пусть будет русским и делает то, что хочет. Таким образом, чукчи считали, что русские произошли от огнива.
В чукотских мифах часто упоминается жестокость русских. В своей известной научной работе «Чукчи» (Ленинград, 1934 г.), В.Г. Богораз отмечает, что местные жители не могли понять причину насилия, совершаемого пришлыми завоевателями. Они считали, что главная цель русских — полное уничтожение коренного населения. В народных преданиях чукчей говорится, что захватчики жестоко убивали мирных жителей, включая мужчин, женщин и детей.
В попытке объяснить себе жестокость русских, коренные жители Крайнего Севера придумали, что их враги произошли от избитых ими собак, которые вернулись на Чукотку, чтобы отомстить своим обидчикам. Некоторые исследователи считают, что мифическое происхождение русских от собак не объясняется жестокостью или мстительностью этого народа, а связано с грустными и долгими песнями Русского Севера, которые напоминали чукчам завывания собак.
Однако, к концу XVIII века отношения между чукчами и русскими стали дружественными. Местное население оценило выгоды торговли с пришельцами, которые обладали огнестрельным оружием. Кроме военных, в холодные и неприветливые земли Севера пришли гражданские лица: чиновники, миссионеры, врачи, учителя. Отношение чукчей к русским стало меняться в лучшую сторону.
В сборнике научных работ «Урало-Сибирское казачество в панораме веков» (Томск, 1994 г.) есть статья В.И. Кузьминых «Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири». Автор утверждает, что долгое время для жителей Крайнего Севера только казаки были символом всего многонационального населения России.
Малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока пытались понять главенствующую роль, которую русские играли на их землях, и это нашло отражение в фольклоре. Например, на севере Якутии люди рассказывали легенду о происхождении разных этносов, в которой говорилось, что у Творца было трое сыновей, и младшим из них был русский. Бог-отец лично назначил его старшим братьям.
«Нарушение старшинства в пользу младшего брата вызывает чувство несправедливости в данном порядке вещей, которое, вероятно, и пытаются сгладить идея о божественном происхождении власти русских. Подобный сюжет также присутствует в чукотском мифе о творении, где бог-отец предназначает все народы, кроме чукчей, быть в рабстве русским», — говорится в статье В.И. Кузьминых.
Вероятно, миф отражает тот факт, что чукотские земли не были завоеваны русскими, а вошли в состав государства в результате переговоров. И сам факт, что в национальном фольклоре названы только чукчи и русские, свидетельствует о признании и уважении, которые пришельцы, обладающие огнестрельным оружием, получили на Крайнем Севере.
Читайте наши статьи на Дзен