Почему Москву назвали Третьим Римом
Концепция Третьего Рима оказала значительное влияние на развитие российской государственности и культуры. Она утвердила в сознании русских людей веру в то, что их государство является преемницей Византии и несет на себе миссию защиты православия.
В 1438-1439 годах на Ферраро-Флорентийском соборе Константинопольский патриарх подписал унию с Римом, что вызвало негодование в среде русского православия. В 1441 году Василий II сместил с поста митрополита Исидора, который подписал унию, и назначил на его место русского митрополита Иону. Это событие стало символическим подтверждением того, что Москва считает себя преемницей Византии.
В 1453 году Константинополь пал под натиском турок. Это событие было воспринято в России как божья кара за предательство православия. В 1492 году Митрополит Зосима в своем предисловии к «Изложению Пасхалии» назвал Ивана III новым Константином и Москву новым Константинополем.
В 1523 году старец Филофей в письме к великокняжескому дьяку Мисюрю Мунехину высказал мысль о том, что Москва является Третьим Римом, который должен сохранить и преумножить христианскую веру. Филофей также подчеркивал, что на Москву возложена миссия защиты православия от иноверцев.
В XVI веке концепция Третьего Рима получила практическое воплощение. В 1547 году Иван Грозный был венчан на царство, что стало символом объединения духовной и светской власти в России. В 1556 году был принят Судебник, который закрепил за царем неограниченную власть.
Читайте наши статьи на Дзен