Подводная битва в Первую мировую: как воевали первые субмарины
Первая мировая война стала катализатором для развития подводного флота. Эти стальные монстры, прежде игнорируемые, продемонстрировали свою устрашающую силу, потопив в 30 раз больше торговых судов, чем надводные корабли.
Недооцененная угроза
В начале войны отношение к подводным лодкам было скептическим. Германия, к примеру, имела всего 28 субмарин, делая ставку на флот надводный. Лишь 22 сентября 1914 года, после потопления U-9 трех британских крейсеров, мир осознал подводную угрозу.
Быстрое развитие
С этого момента началось бурное строительство подводных лодок. За войну Германия построила 344 субмарины, а Россия увеличила свой флот с 28 до 52.
Первые подводные лодки были несовершенны: скорость не превышала 10 узлов, а дальность хода ограничивалась 100-125 милями. К концу войны появились подводные крейсера водоизмещением до 2000 тонн, способные автономно действовать до 130 суток.
Рекорды и трагедии
Самой результативной стала германская U-35, потопившая в Средиземном море 226 судов. Российские подводные лодки Балтийского и Черноморского флотов уничтожили 200 вражеских судов, потеряв при этом 12 своих.
«Тюлень» — одна из самых результативных русских субмарин — за 1915-1917 годы уничтожил 8 пароходов и 33 шхуны.
«Краб» — первый в мире подводный минный заградитель — успешно ставил мины на коммуникациях противника.
Недооцененная мощь
Несмотря на огромный вклад подводных лодок в победу, их потенциал был недооценен. Страны Антанты сделали вывод, что конвои делают подводные лодки неэффективными. Эта фатальная ошибка дорого им обошлась во Второй мировой войне.
Читайте наши статьи на Дзен