Цыганский табор: иерархия, традиции и проблемы
Вопреки распространенному мнению, цыганский табор не является хаотичным сообществом. Он подчиняется строгой иерархии, основанной на кастовой системе, схожей с индийской.
Образование табора
Существует два основных способа образования табора:
- Объединение семей: Из соображений безопасности несколько цыганских семей объединяются, образуя «кумпанию». У кэлдэрар (цыган-лудильщиков) такая кумпания могла включать от 10 до 25 палаток. В наши дни такие кочевые кумпании трансформировались в оседлые общины.
- Совместное ремесло: Табор мог формироваться вокруг общего ремесла или занятия. Это объединение называлось «вортэчией» («амалом» у русских цыган). Мужчины и женщины в таком таборе жили отдельно, а доходы делились поровну между всеми членами, включая стариков.
Вожак табора
Во главе табора всегда стоит вожак — самый мудрый, опытный и авторитетный цыган. Он обязательно должен быть женат. Все члены табора, включая его родителей, детей, зятьев, невесток и внуков, беспрекословно подчиняются вожаку.
Управление
Система управления в таборе авторитарная. Мнение вожака не обсуждается, он считается хранителем цыганской мудрости и неписаных законов. В исторических хрониках вожака часто изображают деспотом, но это не совсем верно.
Роль вожака:
- Вожак избирается на основе авторитета и заслуг.
- Он обязан защищать интересы табора и следовать цыганским законам.
- Вожак решает споры, утверждает браки, назначает наказания.
- Изгнание из табора — самое суровое наказание.
Иерархия
После вожака следуют:
- Мужчины-главы семейств и старейшины
- Старшие женщины
- Молодые холостяки, незамужние девушки и дети
Цыганский суд
Все спорные моменты решаются цыганским судом. Цыгане не доверяют государственному судопроизводству и предпочитают решать проблемы внутри табора.
Проблемы
- Ранние браки: цыгане женят мальчиков в 14-15 лет, а девочек — в 12 лет.
- Недостаток образования: цыгане не считают образование важным и часто забирают детей из школы.
- Закрытость общества: цыгане вступают в браки только между собой, что приводит к «окаменелости» цыганской культуры.