Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2024-07-11 18:50:25
Кириллица

Хевсуры: главные тайны рыцарей Кавказа

В высоких горах на восточной окраине Грузии живет немногочисленный народ – хевсуры. Их быт и обычаи разительно отличаются от традиций соседей, а некоторые из них загадочным образом напоминают о рыцарских порядках Западной Европы.

Загадочные горцы

Хевсуры обитают в горной области Хевсурети, раскинувшейся на южных и северных склонах Большого Кавказского хребта, в верховьях рек Арагви и Аргуни. Хевсурети – самый труднодоступный регион Грузии, поэтому вплоть до XX века здесь сохранялся самобытный уклад жизни.

Происхождение хевсуров окутано тайной. Достоверно известно, что название «хевсуры» появилось не ранее XV века. До этого, по мнению ученых, хевсуры входили в состав родственного им народа пшавов, именуясь общим названием «пховцы».

Христианство пришло к хевсурам в IV веке, с проповедью Святой Нино – крестительницы Грузии. Однако хевсуры, как и пшавы, не приняли новую веру полностью, сохранив в своих верованиях причудливую смесь христианских, языческих, мусульманских и даже иудейских обычаев.

Окончательно приобщить хевсур к истинному христианству попыталось русское правительство во второй половине XIX века. Строились церкви, назначались священники, но хевсуры упорно не посещали храмы, предпочитая общения с Богом в своих молельнях – хати. Непокорность хевсуров иногда приводила к столкновениям с царскими властями.

Исчезающий народ

В 1913 году этнографический очерк в журнале «Искра» сообщал, что хевсуры – это малое вымирающее кавказское племя, насчитывающее не более 6,5 тысяч человек, проживающее в труднодоступных районах Арагви. Несмотря на малочисленность, хевсуры представляли собой «сложную этнографическую смесь», происходя, по мнению авторов статьи, от беглецов разных национальностей, искавших в горах убежища от междоусобиц.

В религии хевсуров причудливо переплелись элементы разных вероисповеданий. «Они празднуют и магометанскую пятницу, и еврейскую субботу, и христианское воскресение. Для совершения обрядов у них существует целая иерархия жрецов, капища, жертвенные сосуды, кровавые жертвы. Занимаются хевсуры частично земледелием, но главным образом скотоводством и охотой. Охотники они замечательные», – отмечалось в «Искре».

Хевсуры с трудом поддавались цивилизации. Даже в советское время сохранялись особенности их традиционного уклада: костюм, оружие, обычаи, жилище, отличавшиеся от других народов Грузии. В 1950-е годы хевсур насильственно переселили на равнины, в результате чего многие деревни опустели.

Современные хевсуры по языку близки грузинам, однако далеко не всегда последние понимают их наречие. Среди свойств характера хевсуров особенно выделяются гостеприимство, речистость, гордость и ничем не сдерживаемая вспыльчивость.

Загадочен не только этнический состав, но и внешний вид хевсур: выше среднего роста, с голубыми глазами и светло-русыми волосами. Где искать их предков?

Потомки рыцарей

Одна из наиболее популярных версий происхождения хевсур связывает это кавказское племя с европейскими крестоносцами. И на то есть немало причин. Материальная культура хевсур действительного во многом напоминает западноевропейскую: даже в конце XIX века мужчины-хевсуры продолжали носить кольчугу, плащи и прямые мечи, их флаги украшали красные кресты, подобные тем, что развивались на знаменах рыцарей крестовых походов.

Впервые гипотезу, согласно которой хевсуры являются потомками крестоносцев, выдвинул русский писатель и этнограф Арнольд Зиссерман (1824 – 1897 годы). Несмотря на то, что крестоносцы подверглись грузинскому влиянию, они и дальше продолжали в своей культуре нести символы европейского рыцарства – меч и крест, отмечал Зиссерман. Археологи утверждают, что меч хевсур – франгули действительно выкован по европейским образцам.

Немецкий путешественник и исследователь Кавказа Карл фон Ган в 1897 году описывал странный для него обычай хевсур в Гуданах: «Одетые в доспехи рыцари показали нам свою ловкость в фехтовании; опустившись на колени, они, съежившись, прятались за своими маленькими щитами и направляли друг против друга свои острые мечи».

Русский эмигрант Лев Сердаковский в своих воспоминаниях так описывал парад в честь первой годовщины независимости Грузии в 1919 году: «В длинной процессии шли красивейшие девушки и юноши всех частей Грузии. Особо выделялись пшаты и хевсуры в рыцарских доспехах времен крестоносцев. Эти два маленьких племени были потомками западных рыцарей 4-го крестового похода, не дошедших до Святой Земли и вместо Иерусалима взявших в 1204 году Константинополь».

По мнению некоторых историков, во время конфликта Константинополя с Римом, атака византийской армии под командованием императора Алексея I Комнина отсекла какую-то часть крестоносцев от выхода в Мраморное море. Рыцари, вынужденно перебравшиеся на черноморское побережье Кавказа, осели там и в дальнейшем частично смешались с местным населением.

По другой версии, грузинский царь Георгий IV Лаша, спасаясь в начале XIII века из осажденного турками-сельджуками Иерусалима, захватил с собой все население города. Среди этой пестрой массы наряду с иудеями оказались и крестоносцы.

Однако существуют сведения, что крестоносцы были в Грузии уже за столетие до этих событий. 12 августа 1121 года грузины под предводительством царя Давида Строителя участвовали в битве при Дидгори против турок-сельджуков. В этой кровопролитной битве 56-тысячное грузинское войско одолело 400-тысячную армию противника. По свидетельству хронографов, в войске царя Давида было 200 крестоносцев.

Право сильного

Многие исследователи обращали внимание на воинственность хевсур, которая отличала их от соседних народов. Офицер российского генштаба Иоганн Бларамберг в 1835 году писал, что на дикий характер и тягу к разбою представителей этого народа, возможно, повлияла суровость местного климата и скудность почв. Даже на полевых работах хевсуры вооружены с ног до головы и склонны к силовому способу решения всех проблем, отмечает Бларамберг. Это приводит к постоянным кровавым столкновениям с десятками убитых и раненых. Не кровь ли воинственных крестоносцев играет в жилах хевсур?

Карл фон Ган во время своего этнографического путешествия на Кавказ в 1897 году дал нам подробное описание традиционной одежды и вооружения хевсур, которые во многом воскрешают образ средневековых европейских рыцарей.

Шлем (чичкари), пишет фон Ган, состоит из посеребренного верха наподобие тарелки, с которого кругом опускается сеть из железных колец для защиты лица, шеи и затылка. Кольчуга с короткими рукавами, к которым примыкают наручники, доходит до бедра. Также защищены передняя часть ноги и верхняя половина ступни, которые покрывает железная сеть.

Вооружены хевсуры маленьким круглым кожаным щитом с железными оковами, большим кинжалом и саблей. Впрочем, сабли, как и другое хорошее оружие, любят и остальные горцы, замечает исследователь.

Часто фон Гану попадались венгерские клинки с изображением гусара и с девизом: «Vivat Husar!», чуть реже он встречал клинки «из Золингена», а также оружие «известного мастера Горды». А вот  копья и огнестрельное оружие хевсуры практически не носят, отмечал фон Ган.

Хевсуры, как настоящие рыцари практически никогда не расставались со своей кольчугой. Карл Фон Ган по этому поводу писал: «Когда он выходил из своей деревни, надевал на себя кольчугу, составлявшую его гордость и почетное одеяние. Эту кольчугу также надевали на покойников во время похорон для того, чтобы они с достоинством могли переходить в загробную жизнь».

Хевсуры имели такое доверие к своим доспехам и острому мечу, что не беспокоились о строительстве укреплений для защиты от нападения черкесов и лезгин. Отсутствие башен и укреплений, по мнению фон Гана, указывает на наступательный характер хевсур, которые в прежние времена сами не прочь были нападать на своих соседей и пользоваться правом сильного.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: