Роберт Бартини: самый загадочный авиаконструктор СССР
Жизнь Роберта Бартини, барона и советского авиаконструктора, овеяна тайнами и легендами.
Он стоял у истоков реактивной авиации и даже работал над первым в СССР самолетом-невидимкой. Официальная биография гласит: Роберт родился 14 мая 1897 года в городе Фиуме (ныне Риека, Хорватия).
Однако сам Бартини рассказывал другую историю
Его мать, из знатного рода, влюбилась в молодого барона ди Бартини.
Тайный роман привел к беременности, но барон женился на другой.
Несчастная девушка покончила с собой, оставив новорожденного Роберто на пороге дома крестьянина Людвига Орожди.
Позже семья Орожди переехала в Фиуме, где Людвиг стал садовником у того самого барона ди Бартини.
Бездетная баронесса, увидев в мальчике сходство с мужем, настояла на его усыновлении.
Бартини-старший, узнав правду, был счастлив обрести сына.
Биографы не нашли подтверждения этой версии.
Но выяснили, что вблизи Фиуме жил некий барон Орожди (не Бартини), брат Людвига, увлекавшийся авиацией. Возможно, именно он был биологическим отцом Роберта.
Тайный путь в СССР
Молодость Бартини полна загадок. Служил лейтенантом в австро-венгерской армии, был приговорен к расстрелу за убийство, но попал в плен к русским.
Находясь на Дальнем Востоке, проникся идеями коммунизма.
Вернувшись в Италию, участвовал в нейтрализации белогвардейцев, готовивших покушение на Ленина.
В 1922 году, спасаясь от казни Муссолини, бежал в СССР (по разным версиям, на самолете или подводной лодке).
До 1925 года жил в разных странах, пока не осел в Советской России.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Начав с лаборанта на Ходынском аэродроме, Бартини за два года сделал головокружительную карьеру, став комбригом и членом научно-технического комитета ВВС СССР.
Не желая сидеть в кресле чиновника, перешел в ОПО-3 — главную самолетостроительную фирму того времени.
Там он возглавил группу, создавшую уникальные гидросамолеты: летающий крейсер МК-1, МБР-2 для ближней разведки и МДР-3 — для дальней.
За заслуги был награжден автомобилем М-1.
Самолет-невидимка
В 1936 году журнал «Изобретатель и рационализатор» описал самолет из родоида (органического стекла), покрытого внутри амальгамой.
Устройство для распыления голубого газа делало его невидимым на фоне неба.
«Необычность той машины проявлялась уже в тот момент, когда запускался двигатель,» — писал журналист И. Вишняков.
Самолет «растворялся в воздухе», исчезая из виду.
Бартини и Булгаков
Исследователи творчества Булгакова полагают, что писатель был знаком с Бартини и его разработками.
В «Мастере и Маргарите» Римский представляет себе Стёпу «в ночной сорочке, торопливо влезающего в самый-самый, делающий триста километров в час аэроплан».
Это было написано около 1933 года, когда под руководством Бартини испытывался «Сталь-6», развивающий невероятные для того времени 450 км/час.
Следующая модель, «Сталь-8», обещала скорость 630 км/час, но проект закрыли из-за «запредельных характеристик».
Сделка с дьяволом
В 1939 году самолет «Сталь-7» конструкции Бартини установил новый мировой рекорд: пролетел 5000 километров со средней скоростью 405 км/час. Однако авиаконструктор об этом не узнал. Его обвинили в шпионаже в пользу Муссолини. От верной смерти Бартини спас Климент Ворошилов, заявивший Сталину: «Уж больно голова хорошая».
Конструктора перевели тюремное конструкторское бюро ЦКБ-29 НКВД.
Однажды, в начале войны, Бартини встретил Берию и попросил его отпустить. Лаврентий Павлович поставил ему условие: «Сделаешь лучший в мире перехватчик, отпущу». Вскоре Роберто Бартини предоставил проект сверхзвукового реактивного истребителя. Однако Туполев поставил на этой разработке крест, заявив, что «наша промышленность не потянет этот самолет». Он считал Бартини гением, который, однако, не доводит свои идеи до конца. По другой версии, разговор Берии с Бартини состоялся до войны и касался переделки пассажирского самолета «Сталь-7» в дальний бомбардировщик ДБ-240.
Настоящая биография Бартини видна не более, чем его легендарный амальгамовый самолет.
Читайте наши статьи на Дзен