Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2024-08-08 19:40:51

Новомученица Елизавета Фёдоровна: что большевики сделали с сестрой последней императрицы России

18 июля истекает ровно 100 лет с ночи, когда Елизавета Фёдоровна вместе с некоторыми другими членами семьи Романовых и одной из сестёр Марфо-Мариинской обители Варварой были сброшены в шахту недалеко от города Алапаевска. Великая княгиня, убитая на следующую ночь после казни царской семьи, разделила судьбу своей сестры — последней российской императрицы Александры Фёдоровны.

Принцесса Элла

Будущая великая княгиня Елизавета Федоровна появилась на свет в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и Алисы Саксен-Кобург-Готской, которая была дочерью английской королевы Виктории. Принцесса Элла, как звали Елизавету Федоровну до принятия православия, повидала многое.

Вместе с сестрой они пережили эпидемию дифтерии, в которой потеряли младшую сестру и мать, годы воспитания при дворе властной бабки, королевы Виктории. К юной Элле даже сватался наследник прусского престола Вильгельм, однако, как считается, она отвергла его предложение.

Выбор семьи пал на русскую императорскую фамилию, которая охотно брала в жены для великих князей и наследников принцесс из небольших немецких княжеств. Ей подобрали очень видного кандидата: Великий князь Сергей Александрович, младший брат императора Александра III, был хорошо известен при маленьком княжеском дворе.

Организация брака заняла около года – столько принцесса Гессен-Дармштадтская раздумывала над предложением великого князя. В сентябре 1883 года принцесса Елизавета и Сергей Александрович были помолвлены, а в июне 1884 года сочеталась браком. Жених, который был старше невесты на семь лет, открыл для невесты мир русской культуры. С самого начала супружеской жизни она удивлялась набожности мужа, однако не могла поступиться своей верой.

Великая княгиня

Новоиспеченная великая княгиня с головой окунулась в жизнь доселе незнакомой ей страны. Еще во время медового месяца, который чета провела в имении Ильинское под Москвой, княгиня Елизавета занималась устройством госпиталя. Кроме того, её стараниями в Ильинском начали работать детский сад и родильный дом. Главным развлечением великой княгини были не катание на лодках или охота, столь популярные у русской аристократии, а организация ярмарок в пользу местных крестьян.

Своей склонности к милосердию и благотворительности она обязана детству при строгом протестантском дворе отца, где юные принцессы учились врачебному делу. Верный крылатой фразе «Когда Адам пахал, а Ева сеяла, кто был тогда дворянином?», герцог Людвиг приучал своих дочерей не чураться любого честного труда.

Нужно отметить, что, став женой русского великого князя, ревностного последователя православия, Елизавета продолжала придерживаться лютеранства. Все изменилось только после того, как великая княгиня выучила русский язык и вместе с мужем совершила паломничество в Святую Землю. Через три года после этого Елизавета приняла православие.

Великая княгиня Елизавета получила всеобщую известность как один из крупнейших благотворителей России. Она стала организатором Елисаветинского благотворительного общества, помогавшего беспризорным детям, руководителем Дамского комитета Красного Креста и управляла Дамским тюремным комитетом.

В 1905 году, в разгар Русско-Японской войны, Елизавета организовала склад, куда собирались пожертвования в пользу солдат императорской армии, раненых, калек, вдов и сирот. На войне, которая отличалась очень низким уровнем организации тылового снабжения и лечения, санитарные поезда и обозы с обмундированием, продовольствием и лекарствами, собранными заботой Елизаветы, были настоящим спасением.

Некоторые специалисты считают, что такой активной общественной работой Елизавета Фёдоровна стремилась восполнить недостатки семейной жизни, которая, по-видимому, не ладилась. Супруги подолгу жили раздельно, каждый занимался своими обязанностями: Елизавета помогала раненым и больным, Сергей Александрович крайне непродуктивно боролся с революционными настроениями во вверенной ему Москве.

Считается, что Великий князь Сергей Александрович лично виновен в давке на Ходынском поле в день коронации Николая II, и террористы не простили генерал-губернатору ему этого. 4 февраля 1905 года Сергей Александрович был убит в Кремле бомбой, брошенной террористом-эсером Каляевым.

К слову, это была вторая попытка покушения. Во время первой Каляев не решился метнуть снаряд в карету Великого князя, потому что увидел, что вместе с Сергеем Александровичем в экипаже была его супруга, уважаемая и любимая в народе. Елизавета навестила террориста в тюрьме, простила его от лица мужа и передала Евангелие и маленькую иконку. Вдова лично просила императора Николая отменить смертный приговор убийце, но царь был непреклонен.

Матушка Елизавета

После смерти мужа великая княгиня решилась на невиданный шаг: она продала свои драгоценности, часть, причитавшуюся династии, вернула в казну, и на вырученные деньги основала Марфо-Мариинскую обитель. Хотя детище Елизаветы сложно назвать монастырём, его послушницы вели почти монашескую жизнь, за тем лишь исключением, что по истечении некоторого времени могли покинуть обитель и начать семейную жизнь.

Главной заботой сестёр Марфо-Мариинской обители был уход за больными. Кроме того, сестры помогали беспризорникам и детям из семей, которые не могли дать им хоть какое-то образование. Настоятельница, Елизавета Фёдоровна, обители сама посещала самые бедные из московских трущоб, такие как Хитров рынок, чтобы найти детей, нуждающихся в помощи.

Для своего времени обитель была передовой: здесь располагалась столовая для бедняков, лечебницы и даже аптека, где большая часть лекарств раздавалась нуждающимся бесплатно. Помимо подвижнического труда, сестры не забывали и о собственном образовании и развитии: в обители читались лекции, проводились собрания Русского географического общества. Авторитет Елизаветы Фёдоровны позволил привлечь в обитель лучших специалистов того времени.

Велика была роль Марфо-Мариинской обители и в годы Первой мировой войны. Здесь ухаживали не только за ранеными русскими солдатами, но и за военнопленными: австрийскими и немецкими солдатами. Подобное стремление помочь жертвам войны с обеих сторон навлекло на великую княжну обвинения. Ей припомнили немецкое происхождение.

Несмотря на все наветы, настоятельница Марфо-Мариинской обители продолжала свои труды, которые вылились в появление в России новой отрасли промышленности — изготовление протезов. Протезный завод построенный при активном участии великой княжны в 1916 году, продолжает свою работу и ныне.

Святая новомученица

После революции княжна отказалась покинуть Россию, продолжив свои труды в Марфо-Мариинской обители. Казалось бы, потрясения должны обойти сестёр и их любимую в народе настоятельницу стороной. Однако уже 7 мая 1918 года Елизавета Фёдоровна была арестована и отправлена с сестрами обители Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой сначала в Пермь, а потом в Екатеринбург, куда недавно доставили и семью Николая II. Встретиться с сестрой Елизавете Фёдоровне не разрешили, но ей удалось передать царской семье кое-какие гостинцы: яйца, шоколад и кофе.

Через несколько дней, 20 мая, было приказано перевезти великую княгиню с сопровождающими в Алапаевск (ныне Свердловская область), после чего поместить в здании бывшей церковно-приходской школы вместе с другими арестантами. То были члены семьи Романовых великие князья Сергей Михайлович, Иоанном, Константин и Игорь Константинович, а также князь Владимир Павлович Палей.

Членов семьи Романовых, а также сестру Обители Варвару и управляющего делами великого князя Сергея Михайловича Фёдора Ремеза в ночь на 18 июля большевики вывезли на повозках из Алапаевска. В 18 километрах от города все арестанты были сброшены в шахту Новая Селимская.

В октябре 1918 года отряды белых отбросили Красную Армию от Алапаевска, тогда же и были обнаружены следы страшной казни. Рассказывают, что когда белогвардейцы подняли из шахты тела, то обнаружили, что рана князя Иоанна Константиновича от удара при падении в шахту была перевязана головным платком Елизаветы Фёдоровны. То была последняя перевязка в жизни святой новомученицы.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: