Где в России в XVIII веке жили настоящие варяги. И при чём здесь копорский чай
Пресловутый варяжский вопрос – неразрешимая загадка отечественной истории. Мы привыкли думать о варягах как об исчезнувшем средневековом народе, из которого вышла правящая династия Рюриковичей. Но оказывается, ещё в XVIII веке жители нескольких деревень на северо-западе России называли себя варягами.
Варяги графа Разумовского
Научные споры о варяжской дружине, пришедшей вместе с Рюриком на Русь в 862 году, тяготеют к двум основным версиям. По одной из них, Русское государство основали скандинавы из Швеции или Дании – это событие пришлось на эпоху викингов. Другие исследователи считают дружину Рюрика полабскими славянами-вендами с южного берега Балтики, которые, возможно, под влиянием норманнов, тоже устремились в поход за море.
Так или иначе, на Русь грозные воины могли попасть только с побережья Финского залива. Оттуда они направились в Старую Ладогу, Изборск и Белоозеро – первые княжеские города. Другие варяги осели в Новгороде – летописец считал новгородцев потомками варягов.
Но не могла ли часть соплеменников Рюрика осесть и в «месте высадки», на берегах Финского залива? В пользу этой версии говорит свидетельство XVIII века, зафиксированное в исторических записях императрицы Екатерины II.
«Матушка-государыня» весьма интересовалась начальным периодом русской истории. В 1784 году она узнала, что в четырёх деревнях графа Кирилла Разумовского в окрестностях Копорья крестьяне называют себя «варягами». Разумовские получили прежние владения петровского фаворита Александра Меншикова в Копорском уезде в 1747 году от императрицы Елизаветы Петровны. Среди «варяжских» сёл называлась деревня Керново, расположенная на побережье Копорской губы, в низовьях реки Воронки. Рядом находилась деревня Воронка (Воронкино). Ещё одно подобное поселение, согласно записям Екатерины, было под Нарвою.
Императрицу заинтересовал язык копорских «варягов». Для составленного Екатериной «Сравнительного словаря всех языков и наречий» был записан реестр слов, употреблявшихся «варягами». В записке к одному из своих секретарей венценосная исследовательница повелела отвести реестр графу Разумовскому с тем, чтобы он его расширил. Екатерина распорядилась «чтобы он послал в своих копорских деревень кого поисправнее и приказал бы у тех мужиков, кои себя варягами называют, тех слов из их языка переписать, а еще луче буде бы суда человека другого посмысленнее для того привозить велел».
Кем они были?
Историк Андрей Никитин, автор книги «Основания русской истории. Мифологемы и факты», считал существование «варягов» в Копорском уезде одним из аргументов в пользу вендской (западнославянской) колонизации Новгородской земли.
Опровержением такого мнения служит сам реестр из 286 «варяжских» слов, опубликованный ещё в 1786 году. Он изучался эстонскими лингвистами Паулем Аристе (1935 год) и Арво Лаанестом (1962 год). Они идентифицировали слова перечня как лексику ижорского языка, а точнее, диалекта, близкого к сойкинскому. Ижора – малочисленный финно-угорский народ Ингерманландии, исповедующий православие.
Эти данные соотносятся с популярной в XVIII веке гипотезой о том, что пришлые варяги-русы были не викингами и не славянами, а финнами. Такую версию предложил в 1773 году веке историк Василий Татищев во втором томе «Истории Российской с самых древнейших времён». В одном из недостоверных «татищевских известий» упоминается о том, что Рюрик подарил княгине Ефанде (матери князя Игоря) «град Ижору».
Императрица Екатерина II, развивая идеи Татищева, предположила, что варяги – это не пришельцы с дальних берегов Балтики, а русские же воины, жившие по берегам Балтийского моря и защищавшие славян от нападений викингов с моря. Императрица считала, что среди этих поселенцев могли быть и представители финно-угорских народов русского Севера: «Изъ Руссiи же выселенныe для береговой сторожи были варягоруссы, стражи pyccкie, а дpyrie были варяго-чудь, то есть выселенные стражи отъ чудъ».
Название «Варяжское море» Екатерина II относила только к восточной части Финского залива. Современные историки не разделяют этих татищевских заблуждений.
Скорее всего, копорские мужики Разумовского вообще не имели отношения к потомкам дружины Рюрика, а их самоназвание не может рассматриваться как этноним. По мнению дореволюционного историка Ариста Куника, слово «варяг» («варяга») в русских диалектах произошло от слов «вор» или «враг». Так что к жителям копорских деревень оно могло применяться как бранная кличка. Любопытно, что именно в окрестностях Копорья в XVIII-XIX веках изготавливали поддельный чай из кипрея – так называемый «копорский чай».
Известно также, что слово «варяг» или «варяга» применялось к офеням-коробейникам — бродячим торговцам. Однако географически они тяготели к иному локусу – селу Алексино, Владимирской губернии (ныне Ивановская область). На северо-запад России офени обычно не заходили.
К сожалению, этнографы вряд ли смогут прояснить вопрос у потомков копорских варягов. Деревню Керново Ленинградской области сравняли с землёй нацисты во время Великой Отечественной войны. В соседней деревне Воронкино в конце XX века жило 9 человек, она совершенно опустела в 2007 году.