«Род широкой цепи из мохнатого шёлка»: что символизировал загадочный атрибут русского царя
Главными символами царской власти в России принято считать скипетр, державу и одну из из древнейших регалий Оружейной палаты Московского Кремля – шапку Мономаха. Менее известны бармы – характерная деталь внешнего облика царей допетровской Руси. Этот предмет символизировал ответственность русского монарха за Родину и свой народ.
Бармы: происхождение
В трудах дореволюционного историка Павла Савваитова бармы описываются как «драгоценное, украшенное священными изображениями широкое оплечье, которое, до времён Петра Великого, возлагали на себя русские государи при венчании на царство и при других торжественных случаях». Иногда наряду с названием «бармы» употреблялось слово «диадимы».
По происхождению этот предмет восходит к придворному обиходу Византийской империи. Поначалу бармами назывались небольшие иконки, затем название перешло на ожерелье, сделанное из таких иконок. Согласно русскому политическому мифу XVI века, бармы в числе других символов власти киевскому князю Владимиру Мономаху подарил его дед – греческий басилевс Константин Мономах. Известно, что уже тогда на бармах изображали Иисуса Христа, Богородицу и святых.
Бармы упоминались в завещаниях великих князей московских Ивана Калиты, Дмитрия Донского и других. Однако в эпоху раздробленности Руси они воспринимались только как элемент одежды, пусть и очень дорогой. Поэтому бармы могли достаться не старшему сыну-наследнику, а младшим сыновьям великого князя.
Превращение в символ власти
Как особая регалия власти, по мнению доктора исторических наук Маргариты Бычковой, бармы стали восприниматься в конце XV века. В 1462 году в завещании великого князя Василия Васильевича они упоминаются уже отдельно от одежды. Бармы, шапка и пояс составляли единый символический комплекс, получить который должен был старший сын.
В церемонии венчания на великое княжение бармы использовались лишь однажды – в 1498 году, когда этот ритуал совершался над княжичем Дмитрием Иоанновичем, внуком великого князя Ивана III. Дед лично возложил бармы на внука. Однако тому не суждено было править Москвой – в 1502 году Иван III лишил Дмитрия прав на престол в пользу своего сына Василия III.
При Иване Грозном бармы использовались уже как атрибут венчания на царство. Во время церемонии они клались на «налой с наволокою» в царском чертоге посреди Успенского собора, рядом с крестом и венцом. В записках австрийского дипломата Сигизмунда фон Герберштейна, посещавшего Россию в XVI веке, царские бармы описываются как «род широкой цепи из мохнатого шёлка», который «изрядно украшен» снаружи золотом и драгоценными камнями. Речь идёт о закругленной пелерине, которая полностью покрывала плечи монарха, а также части груди и спины.
«Диадима служила связующим звеном спирально вздымавшейся вверх единой конструкции царского облачения в целом от широкого круга периметра подола через более узкий круг охвата плеч, четко вычерченный кромкой пелерины, к столь же ясно выделенному кругу горловины, а от него к головному убору, его сузившейся вершине, к самой конечной, верхней точке, где водружен крест», – сообщается в статье директора музея истории костюма при КемГУКИ Виктории Геращенко.
Этот же автор описывает символическую роль барм: в глазах подданных русского царя предмет олицетворял бремя власти и ответственности за Отчизну перед Богом и людьми. Аналог барм имелся в облачении православного патриарха – омофор, он же нараменник. Этот элемент облачения ассоциировался с «заблудшей овцой» – человечеством, которое символически возложил на рамена (рамена — плечи, церк. слав. — прим.ред. ) Господь Иисус Христос.
Бармы в XVII веке
При царях династии Романовых бармы уже не передавались по наследству от отца к сыну, как при ранних московских князьях. Их изготовляли индивидуально, так как у каждого царя мыслился свой собственный небесный заступник.
Бармы царя Михаила Фёдоровича были изготовлены после 1629 года. На них помещены 16 изображений – восемь больших и восемь маленьких.
Для царя Алексея Михайловича бармы привезли в 1662 году из Стамбула-Константинополя, в них были вшиты семь эмалевых медальонов. На центральной дробнице оплечья помещалось изображение царского святого покровителя – Алексея Человека Божьего. Эти бармы можно увидеть на парсуне «Алексей Михайлович в большом наряде».
Представление о том, насколько ценным предметом были бармы, даёт описание изделия 1642 года: оно было украшено алмазами, яхонтами, лалами, изумрудами, топазами и жемчугом. Согласно описи, предмет включал не менее 45 драгоценных камней.
В последний раз бармы возлагались на царские плечи при венчании на царство Петра I и Ивана V в 1682 году. Пётр Великий упразднил царский наряд Большой казны, а при короновании своей жены Екатерины I в 1724 году он возложил на неё не бармы, а порфиру, подбитую горностаями. Примечательно, что последний царь Николай II, устроивший в 1903 году костюмированный бал в древнерусском стиле, хотя и оделся как Алексей Михайлович, бармы на себя возлагать не стал.
Читайте наши статьи на Дзен