Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2024-08-26 15:28:12
Тимур Сагдиев

Илья Репин: почему современники считали его не очень умным

 

По общему убеждению современников, художественный талант Репина сильно превосходил уровень его интеллекта. Поэт Валерий Брюсов, рассказывая о визите к Репину художника Модеста Дурнова, писал: «Репин произвёл на него впечатление ума до крайности бессвязного». Художник Иван Крамской называл своего коллегу «сумасшедшим», а искусствовед Игорь Грабарь считал, что знаменитый живописец «не обладал большим, острым умом, его рассудок был всегда в подчинении у чувства».

Как ни странно, Репин был лишён тонкого художественного вкуса, и часто превозносил весьма посредственные произведения искусства. Например, он пришёл в восторг от стихов забытого ныне эгофутуриста Константина Олимпова, которого даже провозгласил поэтом-«божьим помазанником». Для Олимпова репинское признание стало важнейшим фактом биографии.

Спутница жизни

Весьма неразборчивым Репин казался и в личной жизни. После 15 лет брака художник расстался с женой Верой Алексеевной. После этого у него один за другим вспыхивали романы с баронессой Варварой Икскуль, художницами Верой Верёвкиной и Елизаветой Званцевой, а также княгиней Марией Тенишевой.

Но самым шокирующим для окружающих стало его длительное (в 1900-1914 годах) сожительство с писательницей Натальей Нордман-Северовой. Знакомых Репина удивляло, как такая некрасивая, суетливая и экстравагантная женщина сумела буквально «пришить к юбке» великого мастера. Наталью Нордман считали очень поверхностной особой с «птичьим мозгом». Весьма резко отзывался о ней друг Репина Корней Чуковский: «дура и с затеями – какой-то Манилов в юбке».

Впрочем, некоторые исследователи считают, что Репин вовсе не испытывал особой страсти к Нордман. Ему просто нужна была хозяйка в загородном имении. Тем не менее «вторая жена» сумела полностью подчинить Репина своему влиянию.

 

Сеноедение

Наталье Нордман удалось привить Репину свои странные увлечения, в частности, вегетарианство, доходившее у неё до крайнего веганства (хотя этого слова тогда не существовало). Она призывала окружающих питаться овощами вместе с ботвой, а любой клок сена, по её мнению мог составить сытный обед. Как уверяла Нордман, травяной суп даёт чувство сытости на 24 часа.

«Представьте себе, какие колоссальные народные экономии, если б сено как рациональное питание было бы введено в войска, институты, учебные заведения. Что если бы народ проникся сознанием, что нет для него голода, когда под руками хоть щепотка сена», – писала Нордман в «Поваренной книге для голодающих», изданной в Петербурге в 1911 году.

Хотя сожительнице не удалось заставить Репина отказаться от употребления молока, вслед за ней художник начал проповедовать, что сено – это «лучшая для человека пища». В письмах он рассказывал, что благотворный сок трав очищает его организм. Столичный бомонд воспринимал это как ребячество. Однако уже после революции некоторые оказавшиеся в тяжёлом положении петроградцы решили опробовать радикальные рецепты Нордман-Северовой – конечно, не от хорошей жизни.

«Раскрепощение» прислуги

В Пенатах, имении Репина и Натальи Нордман, гостям приходилось страдать не только из-за экзотического меню. Около 1908 года хозяйка избавилась от прислуги в доме, за что её прозвали «Бичер Стоу обслуживающего персонала».

Изгнав лакеев, кухарок и горничных, Репин и Нордман развешали по комнатам таблички с надписями: «Прислуга – позор человечества», «Не ждите прислуги, её нет», «Надевайте пальто сами». Входя в дом, гость должен был ударить в «там-там», оповещая хозяев о своём приходе. В Пенатах действовали особые правила «самопомощи» – здесь запрещалось кому-либо что-либо подавать.

Гостей, которые приезжали к Репину по средам, усаживали за круглый стол на 20 персон. Средняя часть стола вращалась, так что любой мог, крутанув ручку «карусели», дотянуться до закусок к «сену» – фруктов, овощей и орехов.

«Танцевальные оргии»

Наталья Нордман заставляла Репина развивать «чувство пластики», занимаясь танцами и плясками. Приезжая в гости ко Льву Толстому, пара заводила по ночам граммофон и предавалась танцам. Это происходило прямо под окнами спальни писателя. Мария Толстая, сестра Толстого, рассказывала, что хозяин Ясной Поляны с нетерпением ждал отъезда «рехнувшегося человека». У себя «Пенатах» Репин и Нордман танцевали каждый вечер.

Сон на морозе

Илья Репин предпочитал спать на свежем воздухе в любое время года. В отличие от других странных привычек, к этому его приучила не Нордман-Северова, а знакомый студент-медик в 1870-х годах. Такой способ сна, по его мнению, способствовал долголетию. Впрочем, сам автор методики, как рассказывал Репин, умер молодым.

«А как же долголетие?», – резонно спросил художника Корней Чуковский.

Обычно Репин ложился спать на балконе или в голубятне. К сну на свежем воздухе он приучал и членов своей семьи – даже детям выдавались спальные мешки на заячьем меху. Как вспоминала дочь Репина, после экстремальных ночёвок в холодной комнате наутро у её отца замерзали усы, а лица детей были присыпаны снегом.

Писатель Иван Бунин, как-то приехав в Пенаты, застал художника в шубе и меховой шапке. Печь в доме, несмотря на сильный мороз, никто не топил, а окна были распахнуты настежь. Несмотря на гостеприимство Репина, Бунин предпочёл тут же уехать.
Возможно эта «причуда» действительно помогла художнику закалить организм. Репин прожил весьма долгую жизнь – 86 лет. До последних дней он не прекращал работать, хотя поздние картины мастера, как признают искусствоведы, уступают по качеству его самым известным вещам.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: