«Не выкобенивайся!»: почему от истинного значения этого слова может бросить в дрожь
«Не выкобенивайся!» — эти слова можно услышать сегодня в адрес кого-то, кто не желает выполнять чью-то просьбу, не поддается на уговоры. Однако наши предки вкладывали в глагол «кобениться» совсем иной смысл, связанный с магическими действиями.
Новое и устаревшее значения
Действительно, современное значение глагола «кобениться» не согласуется с тем, как его понимали наши предки. Так, известный лингвист и лексикограф Сергей Ожегов, относивший данный глагол к просторечным словам, в своем словаре писал, что кобениться – значит упрямо не соглашаться на чьи-то просьбы, уговоры, ломаться, упорствовать. Другие отечественные лингвисты Дмитрий Ушаков и Сергей Кузнецов добавляли, что человек, который кобенится, рисуется, кривляется, как бы заставляя упрашивать себя.
А вот в «Малом академическом словаре» под редакцией А. П. Евгеньевой глаголу «кобениться» дано определение, более приближенное к тому смыслу, который вкладывали в него русские в прошлом. Впрочем, Евгеньева уточняет, что это значение является устаревшим. Согласно «Малому академическому словарю», кобениться – это совершать странные телодвижения, строить ужимки и гримасы, кривляться. Недаром в одном из романов М.Е. Салтыкова-Щедрина читаем: «…старается говорить басом, щегольнуть, серьезничает, надувается. Вообще, как говорится, кобенится».
Магический экстаз
На самом деле глагол «кобениться» является возвратной формой глагола «кобенить», то есть «ломать, корчить, выгибать». Изначально «кобениться» означало «корчиться в судорогах». Этот глагол произошел от существительного «кобь», поэтому и основа у данных слов одна. Кобь, кобник, кобильник – все это названия волхвов, которые занимались на Руси кобением, то есть ворожбой, гаданием. Семантика русского глагола объясняется судорожными движениями волхвов, впадавших в процессе гадания в экстаз, сопровождавшийся не слишком лицеприятными телодвижениями и гримасами.
Возможно, кобники делали это специально для того, чтобы окружающие им и в самом деле поверили. Многие историки склоняются к тому, что кобники обладали даром импровизации и перевоплощения. Тем не менее материалы словаря древнерусского языка говорят о действенной силе предсказаний, влиявших на победу в бою и на судьбы царств: «Кобь римска войну побъжаеть супостаты». Кобники вообще часто упоминаются в древнерусских памятниках. Так, в Ипатьевской летописи под 1248 годом значилось: «Скомонд и Боруть зла воиника, иже убиена быста посланием. Скомонд бо бе волхв и кобник нарочит; борз же бе яко зверь; пешь бо ходи повоева землю Пиньскую».
Суть гадания и его запрет
Между тем кобник отличался от других колдунов и знахарей, так как кобь – это в основном гадание, предсказание судьбы по полету (иногда по крику) птиц, «кобям» (связано с кобец, кобчик – «ястреб»): «чары деяху и коби зряху». Именно поэтому кобники славились тем, что умели понимать язык птиц и зверей. Этот один из древнейших способов гадания заключался в том, что необходимо было выбрать птицу, а потом по ее поведению и крику определить будущее. Как пишет Леонид Моргун в своей книге «Народная ворожба и гадания», для гадания по крику чаще всего выбирали сову, филина или ворону, а для гадания по пению – соловья, малиновку, щегла, скворца.
Кобение, как и другие магические действия, с развитием христианства на Руси было отнесено к греховным действиям. Примечательно, что гадание по птицам было поставлено в один ряд, например, с убийством посредством отравления. Так среди грехов упоминались: «…вѣрование сну, ворожение, кобение; аще кто потворить ниву; аще кто уморить челоѣка зелиемь». Таким образом кобение навсегда кануло в Лету, оставшись, пожалуй, только в народных приметах. Впрочем, глагол «кобениться», утратив свое первоначальное значение, употребляется до сих пор.
Читайте наши статьи на Дзен