«Домострой»: как он на самом деле изменил характер русских
Выходец из Новгорода протопоп Сильвестр, осмелившийся во время московского восстания 1547 года открыто выступить с критикой в адрес 17-летнего правителя Иоанна IV (Ивана Грозного), сразу же попал в обойму государственной власти. Сблизившись со смелым священнослужителем Благовещенского собора, царь сделал его своим духовником и сподвижником, который для назидания молодого ученика использовал свод правил, под названием «Домострой».
Авторство
Отражающий принципы социальной жизни и нравственного воспитания человека в неразрывной связи с православной верой сборник «Домострой» являлся одним из столпов, повлиявших на формирование русского характера.
Охватывавший своими назиданиями все слои населения труд, по мнению культуролога Александра Михайлова, принадлежит перу Сильвестра, хотя иная группа исследователей, куда входит и историк Сергей Соловьёв, полагает, что протопоп является всего лишь редактором, сочинения, составлявшегося несколькими поколениями новгородских мыслителей.
В любом случае данное средневековое творение структурно разделено на три части: духовную, мирскую и хозяйскую. В первой изложены положения отражающие взаимоотношения русского человека с Всевышним и Царём. Второй раздел повествует о правильном семейном устройстве, а третий подсказывает, как гармонично вести домашнее хозяйство.
Хозяйственная бережливость
Из «Домостроя» берёт своё начало такая свойственная русскому характеру черта, как хозяйственная бережливость, о чём писал в своих работах академик Дмитрий Лихачёв. Текст этого свода пестрит советами об экономном образе жизни и нестяжательстве, при котором надо довольствоваться тем, что есть. Формулы «ешь то, чем можно быть сыту, пей то, чем можно утолить жажду, одевайся так, чтобы не быть нагу» и «что сам можешь сделать, за то денег не плати» сформировали менталитет человека, не стремившегося капитализировать свой заработок.
Отсюда же проистекает тяга русского человека к собиранию разного рода бывших в употреблении предметов, которые они переделывали в нечто необходимое, сохраняя при этом свои сбережения.
Главной целью работы индивида была не личная выгода и накопление денежных средств для удовлетворения собственных потребностей, а самоограничение для обеспечения самодостаточности домохозяйства.
«Домострой», в отличие от западных собратьев, порицал собирание финансов для своекорыстного пользования, но одобрял его наращивание в целях вложения в новое производство. Данной стратегией пользовались старообрядческие семьи и общины, подарившие России плеяду богатейших купцов, промышленников и меценатов.
Труд как добродетель
Согласно «Домострою» одной из основополагающих добродетелей является труд, причём мотивированный не материальными благами, а моральными стимулами. Трудовая деятельность рассматривалась как нравственное деяние, в котором порицалось поклонение деньгам. Богоугодным делом считалась лишь та работа, при которой человек реально затрачивал свою физическую энергию. Именно поэтому на Руси не любили ростовщиков, считали их капитал паразитическим и всегда с недоверием относились к людям, сумевшим разбогатеть в короткие сроки.
Запасливость
Благодаря «Домострою» русская женщина приобрела такую черту характера как запасливость и хозяйская бережливость. В третьей части данного сочинения помимо многочисленных рецептов приготовления блюд приводились советы, как правильно и рачительно организовать домоводство, чтобы ни при каких обстоятельствах не испытывать нужду. Так тем, у кого «поместий и пашень, сел и вотчины нет» предлагалось запасаться едой загодя, храня разнообразные припасы от мороженого мяса до разносолов и варений в погребах. Привив любовь хозяек к консервации «Домострой» невидимо присутствует и в современной жизни, когда, несмотря на обилие продовольствия на прилавках магазина и хроническую нехватку времени, каждая уважающая себя хозяйка всё равно закрывает на зиму соленья, варенья и компоты.
Здесь вместе с запасливостью рождается такая черта русского характера как гостеприимство и хлебосольство, поскольку испокон веков переступивших порог дома посетителей всегда было чем угостить.
Слагая гимн женской хозяйственности, научая её держать дом в порядке и опрятности, «Домострой» завещает уделять время экономному рукоделию, когда ничего не выбрасывается, а идёт на другие нужды: «Как всякое платье кроить, и остатки и обрезки беречь» (гл. 31).
Параллели
Исследователь «Домостроя» филолог Михаил Сперанский проанализировав литературное сокровище ХVI века, пришёл к выводу, что описываемая в ней семейная иерархия, отражают взаимоотношения между людьми и Господом.
Каждый отдельно взятый дом в его представлении являлся «Обителью Бога», где мужчина хозяин выступал в роли Всевышнего, а жена и дети были подчинёнными, безропотно исполнявшими его поручения.
Как православные безоговорочно веруют во Христа, так и домочадцы должны были доверять своему мужу и отцу, отрекшись от свободомыслия, своеволия и самостоятельности.
Поскольку царь на Руси представлялся наместником Бога на земле, по мнению исследователя Владимира Иваницкого, совершенно закономерно дополнить вышеописанную схему параллелью «Муж-Жена» и «Царь-Страна», где Царь-это руководитель, а народ – зависимый вассал.
Точно также как, жена во всём слушается мужа, народ должен повиноваться Царю, принимать любую его волю за благо, и, несмотря ни на что, служить ему верой и правдой.
Из этого правила родились сразу две черты национального русского характера: самовластность у тех, кто достиг каких-либо высот в определённой сфере, и безмолвная покорность, тех, кто находиться в положении подчинённого.
Чужое мнение
В «Домострое» прописано вести семейную жизнь с оглядкой на общественное мнение, поскольку заслужить «от людей смех и осуждение» было самым страшным наказанием. Для этого супругам советовалось скрывать от посторонних внутренние взаимоотношения, демонстрируя на публике благополучие и согласие.
Воспитай дитя в запретах
Культивировавшееся в «Домострое» отношение к детям как к личной собственности родителей, привело к тому, что ребёнок на Руси не обладал никакими правами, и даже не воспринимался как личность. Каждый любящий отец должен был воспитывать своё чадо в страхе и строгости, поучая его даже за незначительные провинности или шалость телесными наказаниями, ведь считалось, что лишь тот, кто ненавидит своего сына, не поднимет на него розги.
Основополагающим фактором жизни несовершеннолетнего были всевозможные ограничения, поскольку один из главных постулатов «Домостроя» гласил воспитывать детей в запретах.
К сожалению, в русском характере до сих пор сохранились отголоски этой средневековой традиции, когда родители считают, что они могут принимать решение за ребенка, разрешать или запрещать ему заниматься чем-либо только из-за того, что они взрослые, а дети еще слишком молоды для самостоятельного правильного выбора.
Читайте наши статьи на Дзен