От каких детей избавлялись на Руси
Современным родителям, окруженным заботой о детской психологии и правах ребенка, сложно представить суровые реалии родительства в древности. Любовь к детям тогда нередко соседствовала с жесткой практичностью. В условиях тотальной бедности, высокой детской смертности и отсутствия социальных лифтов рождение ребенка часто рассматривалось не только как радость, но и как экономическая проблема.
Девочки: «Чужой» капитал
В патриархальном обществе к рождению дочери относились с двойственностью. С одной стороны — это дитя, с другой — обуза. После замужества в 13-15 лет девушка уходила в семью мужа, и все вложения в ее воспитание и приданое работали на благополучие другого рода. В многодетных бедных семьях дочь могла стать «лишним ртом». Сыновей же, будущих кормильцев и наследников, старались сохранить любой ценой.
Завещание Распутина: почему оно 80 лет было засекречено
Исторические хроники и этнографические исследования подтверждают, что от новорожденных девочек иногда избавлялись. Делалось это тихо, под видом несчастного случая, чтобы избежать осуждения общины. В семьях с большим количеством детей к «лишним» могли просто проявлять меньше внимания, что в суровых условиях жизни часто вело к болезням и гибели от недосмотра.
Дети с особенностями: Жертвы суеверий
Особенно трагичной была судьба младенцев с физическими особенностями. Рождение ребенка с любым отклонением — будь то альбинизм, лишние пальцы или недоразвитость конечностей — в обществе, пронизанном суевериями, было настоящей катастрофой. Это могло быть расценено как знак «нечистоты» матери, ее связь с темными силами или навлечь гнев богов на всю общину.
Чтобы избежать позора и обвинений в колдовстве, от таких новорожденных часто избавлялись. Их не хоронили на общем кладбище, а тайно закапывали в лесу или оставляли в специальных общих могилах — «скудельницах».
Сироты и падчерицы: Герои тёмных сказок
Жестокое обращение с неродными детьми — частый сюжет народных сказок («Морозко», «Гензель и Гретель»), имевший под собой печальную реальную основу. Пасынки и падчерицы считались чужой кровью и обузой. Их могли выгнать из дома, оставить в глухом лесу или на болоте, обрекая на верную гибель, или создать дома невыносимые условия, вынуждавшие ребенка к бегству.
Божьи домы: Рождение милосердия
Однако даже в те суровые времена находилось место состраданию. Женщина, не решавшаяся на убийство, могла тайно подбросить ребенка к воротам богатого дома, монастыря или церкви.
Со временем возле «скудельных» могил, куда свозили безвестных покойников, стали появляться первые подобия приютов — «божедомки» или «скитницы». Это были небольшие избушки, где за подкидышами и сиротами присматривали специально нанятые общиной старики или инвалиды — «божьи люди». Их содержали всем миром: местные жители приносили еду, одежду и лекарства. Так стихийно зарождалась первая система социальной опеки, где ответственность за самых беззащитных брала на себя вся община.
Эта практика, пусть и суровая, демонстрирует, что даже в условиях жестокой необходимости общество искало и находило способы проявить милосердие и сохранить человечность.